Пасхальные перезвоны

Печать

     Заселение и освоение Прикамья русскими сопровождалось распространением православия, постройкой храмов и оформлением приходов. С XVI в. Строгановы получили право строительства храмов и крещения местного населения по Чусовой. В 1570-е гг. в вотчине Строгановых насчитывалось 5 приходских общин. В 1624 г. в Прикамье действовало уже 50 храмов. Первый православный храм упомянут в писцовых книгах за 1579 г. в Нижнем Чусовском городке. В 1623 г. здесь было уже два храма, а в 1742 г. была построена первая на территории Чусовского района каменная Богоявленская церковь с двумя приделами. В XIX в. служба велась  уже  в десяти храмах и церквях: Христорождественском (1773), Всесвятской (1857) – с. Верхне-Чусовские городки; Троицкой (1853) – с. Вереино; Воскресенской (1860) – с.Калино; Богоявленской (1742) – с.Нижне-Чусовские городки; Ксеньевской (1890) – пос. Чусовской завод; Рождество-Богородицком храме (1775) – с. Камасино; ц. Успения Богородицы (1864) – с. Успенка, Покровской (1877) - с. Копально.
    В большинстве своем храмы строились на пожертвования прихожан и богатых меценатов. В сельской местности всем миром возводились деревянные храмы и часовни. Храм был местом красоты – именно там, среди прекрасных икон и фресок находила приют и успокоение душа человека. Нередко здесь хранились особо чтимые иконы.
     Иконы, представляемые на выставке, могли быть частью домовых иконостасов любого православного. Это иконы Спаса Вседержителя и Казанской Божьей матери, Симеона Верхотурского и святых Анны, Павла, Елены и Зинаиды и др. Они нарисованы на досках, жести, бумаге, отлиты из чугуна и меди. Медные иконы-складни посвящены Двунадесятым праздникам и Николаю Чудотворцу. Икона Спаса Нерукотворного выполнена из чугуна в п. Куса (1907 г.).
     Символ христианства крест. Кресты венчали купола храмов, их носили на теле, крестом крестились. На выставке представлена коллекция медных крестов в поморском стиле с рельефным изображением Иисуса Христа и разноцветной эмалью. Обращает на себя внимание и крест-трилистник из чугуна с купола одной из Чусовских церквей.
     Фрагмент выставкиЦерковь всегда была носителем книжности. Из церковных книг русские люди узнавали о нормах морали и нравственности, получали исторические и географические сведения, информацию о живой и неживой природе. Важное место в христианской культуре занял псалтырь. Он возник в V-IV вв. до нашей эры и оказал огромное влияние на средневековую письменность и культуру, стал источником многих пословиц. Псалтыри выступали в качестве мудрых друзей и советчиков, служили основными учебными книгами для овладения грамотой вплоть до XIX в. В музее хранится настоящий раритет - псалтырь с восследованием 1684 г. Он издан в московской типографии тиражом 1200 экземпляров. В музеях Прикамья только два экземпляра этой книги. В нашем музее наиболее полный. В его составе – часослов, месяцеслов, псалмы, акафисты, каноны, пасхалии, помянник, службы воскресные и на все дни недели, тропари, кондаки. В книге 81 заставка с 26 досок, 33 знака филиграни, многочисленные пометы и записи. В 18 в. книга принадлежала Федоту Марковичу Лавровскому, московскому купцу, позднее Иоанну Ларину. Не менее интересна псалтырь XVIII в., выполненная на голубой вержированной бумаге,  с изображением царя Давида на фронтисписе, заставками с орнаментом из цветов и листьев.
    Царским указом от 16 ноября 1811г. закон Божий рассматривался как «заключающий в себе главную существующую цель образования». Священники являлись первыми учителями грамоты и пользовались всеобщим уважением. В музее хранится фотография 1902г. учениц школы пос. Чусовской завод с учителем Закона Божия отцом Михаилом Бирюковым. Ему прихожане Ксеньевской церкви преподнесли благодарственный памятный адрес в день его 20-летней службы в храме в 1911 г.
     В Верхних Чусовских городках жители сохранили память о священнике П.А. Аленьковском, как о человеке очень талантливом, увлеченном музыкой и фотографией. Сохранился его  фотоснимок Богоявленского храма начала ХХ в. В селе Камасино родился священник Я.В. Шардаков (Яков Камасинский), писатель-краевед, просветитель коми-пермяцкого народа. На выставке представлена гимназическая программа учения о Богослужении Христианской церкви, а также два Евангелия начала ХХ в., которые были вручены за  достигнутые успехи ученикам земских училищ.
    Настоятель Спасо-Преображенского храма о.Алексей в музее Гонение на православную церковь в 20-30-е гг. ХХ в. привели к закрытию храмов, репрессиям священнослужителей. В годы Второй Мировой войны государство обращает внимание на нужды верующих. В 1953 г. в частном доме по улице Пашийской открылась Свято-Никольская церковь. В 1996 г. Камасинская церковь была возвращена православным. В 2000 г. отец Борис, приехавший в Чусовой, начинает строительство деревянного храма Преображения Господня в Новом городе. Восстанавливаются первый на Чусовской земле Успенский мужской монастырь, существовавший до 1764 г., и Свято-Трифоновская женская пустынь.
     С IV в. по установленным правилам христиане всего мира празднуют Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (с 4 апреля по 8 мая).
«Христос воскрес!» - радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга и троекратно целуются в знак любви. За века праздник Пасхи глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки, связанные с ним. «Дорого яичко к Христову дню» - так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок. «И дурак знает, что в Пасху праздник!» - это прямой намек на что-то очевидное, что не хочет брать в расчет собеседник.
      Одна из традиций празднования Пасхи - одаривание крашеными яйцами. Оно воспринимается как пожелание чистоты, означает, что все худое, подстать скорлупе, в этот день отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется. Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечить болезни. А если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. У пасхальных яиц символична даже раскраска. Красный цвет – цвет радости, жизни, любви. Желтый – посвящается солнцу, луне, звездам. Зеленый – символизирует весну и природу. Коричневый – плодородие земли. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенками. Их предпочитали в нашем крае. Яйца можно красить в отваре луковой шелухи или настое трав. В южных областях России, на Украине, в Молдове были распространены писанки. Писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Яйца, на общем цветном фоне которых пятна, полоски, крапинки одного цвета, называют крапанками.
     В музее собрана коллекция яиц из дерева, керамики, камня, воска, некоторые выполнены в технике бисероплетения, оплетены шелковой лентой, шерстяной и хлопчатобумажной нитью, берестой. Это авторские работы Б. А. Меркушева, В. А. Клушина, В. В.Перунова, Н. С. Матвиенко Т. А. Хаснутдиновой, Н.С. Гармановой, а также софринских мастеров, кунгурских камнерезов, учащихся группы дизайнеров технического училища № 93 (мастер Н.С.Антонова) и школьников.
     Традиции православия продолжают вдохновлять современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Иконы на бересте Н.В. Драчевой, аппликации из бересты Е.П. Полыгаловой, живопись А.Г. Гнетова, В. Н. Чаплыгина, графика И.И.Борисовой, вышивка И.П. Сарапкиной - интереснейшая часть нашей выставки.
     Коллекции пасхальных открыток, собранная в музее, свидетельство возрождения в нашей стране в 1990-х годах правила поздравлять с Праздником Пасхи близких и родных.