Чусовской художник А. Г. Гнетов

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

   Он автор более двух тысяч работ, многие из которых  хранятся в музеях, картинных галереях  и частных коллекциях России  и  зарубежья – Германии,  Канаде, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, Японии.

   С 1998 г. Чусовской краеведческий музей поддерживает творческие связи с художником. С 1999 г.  в музее формируется коллекция его картин. Сегодня она насчитывает  12 единиц хранения, две из них – подарок художника, две приобретены для музея Чусовским металлургическим заводом, остальные закуплены на средства города и музея. В музее состоялись три персональных выставки А. Г. Гнетова «Очарование русского пейзажа» (2002), «Мир иллюзий» (2003), «Золотой город» (2006).  О творчестве художника  музейными  работниками  подготовлены   два буклета, публикация, экскурсии. Большим событием в жизни музея становятся презентации его выставок, каждая из которых со   своей культурной программой.  Так,  на  открытии выставки «Золотой Суздаль»   звучала церковная музыка в исполнении капеллы «Благовест»,   рассказ о  Суздале, коллеги - художники и почитатели творчества  А. Г. Гнетова могли задать вопросы художнику,  телевидением «Союз – ТВ» был снят  сюжет с выставки, который  прошел по местному каналу и пополнил  видеотеку музея.

   А. Г. Гнетов  родился  1959 г. в семье художника Геннадия Федоровича Гнетова, работавшего на  Чусовском металлургическом  заводе.  С детства  Александр увлеченно занимался живописью, сначала дома, а потом в школе. Он с благодарностью вспоминает свою первую  школьную учительницу рисования Лину Михайловну Кондакову. После школы два года обучался рисованию  в училище г. Перми. Отслужил  армию. В 1981 г.  поступил на художественно-графический факультет  Нижнетагильского педагогического института.  Здесь его учителем был заслуженный художник России В. Н. Наседкин. После окончания  института в 1986 г.   он вернулся домой. Пять лет преподавал   в школе. А затем в течение девяти лет последовала полная отдача творчеству. Жизнь в небольшом городке  давала возможность сосредоточиться. А любимая уральская природа  рождала   вдохновение. Через 10 лет он стал  членом Союза художников России (1996г.). Еще через пять (2000г.) - членом международной ассоциации изобразительных искусств Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (АИАП ЮНЕСКО). Такой успех и признание специалистов яркое свидетельство большого таланта и высокого профессионализма мастера.

   Художник живет и работает в небольшом  рабочем городе, где духовные  традиции не глубоки, интеллигенция не многочисленна и  представлена  в основном учительством, где   всякий раз  нужно быть новым, чтобы удивлять и привлекать тех, с кем ты хорошо знаком.    Почти постоянно  выставки  А.Г. Гнетова работают в учреждениях и на  предприятиях города –  центре художественного творчества, детских садах,  банках,  прокуратуре, в здании заводоуправления металлургического  завода.  Художник  не боится  показывать все свои работы зрителю, даже если тот не готов к их восприятию.   Он делает все  от него возможное, чтобы   развить  и сформировать вкус и понимание  серьезного искусства у рядовых граждан. Он убежден, что чем чаще зритель  бывает  на выставках, тем доступнее  ему становится понимание  искусства, тем полнее эстетическое удовольствие от соприкосновения с  творчеством профессионалов.

   Творчество А. Г. Гнетова   многогранно и многопланово. Художник в постоянном поиске, постоянно меняется. Он продолжает и совершенствует нижнетагильскую школу живописи. При этом  ищет  свой  живописный язык,  свою красочную  палитру. Творческая манера и видение мира  художника первоначально ошеломляют. В его пейзажах  потоки света, перекличка красок и тонов, восторг перед миром природы.

   Он тщательно работает над  композицией своих произведений. Пробует разные материалы – гуашь, акварель, масло, акрил, темперу, холст, бумагу, оргалит. Для него  важно не только сочетание красок, но и их плотность, структура,  характер мазка. Его манера письма грубым мазком  мужественная, энергичная, узнаваема и в пейзаже, и в портрете, и в композиции.   Его картины на стене не воспринимаются как плоскость на плоскости. Это окно в прекрасный и загадочный мир, куда можно проникнуть силой мысли и  искреннего чувства. В его работах всегда присутствует  личность    художника,  с его   размышлениями      о смысле жизни, красоте и совершенстве.      Все, что происходит с автором в  реальной жизни,  находит свое философское осмысление и выражение в  его работах, трансформируясь  в темы,  образы, цветовую гамму.

   Одно из направлений творчества художника – авангардная живопись. Уже в своей дипломной работе  А.Г.Гнетов отходит от реалистической манеры письма. Обычно он создает цикл картин, объединенных общей идеей: «Мир иллюзий» (1994), «Связь с космосом» (1984), «Шахматы» (1996). Он размышляет о путях развития  человечества в картинах «Возрождение», «Реставрация», «Урбанизация». Около 20 модернистских работ  художника было представлено в музее на его персональной выставке   «Мир иллюзий». В этом же стиле выполнен и квадраптих  «Земля Суздальская» (2006), приобретенный в музейную коллекцию.

   Многие работы Александра Гнетова  написаны на пленэре. С них на нас смотрит родная природа,  дорогие, знакомые и близкие  чусовлянам пейзажи.  Мы узнаем Больничную гору, в просторечии «больничку», дорогу на Такманаиху, мост с автобусом «пятеркой», Подъеловики, тополя на городском пляже, любимом  месте  отдыха горожан.  На его картинах   несут свои воды реки Чусовая и Вильва, Лысьва и Черная, Койва и Кама. Вода, то тяжелая и холодная, то теплая  и серебристая, то сияющая разноцветьем   осеннего леса, то переполненная горами облаков  в  его  работах  «Вечер на Каме» (2001),  «Разлив на реке Черной» (2001), «Золотой день на Чусовой» (2001), «Койва перед грозой» (2000-2001), «Камские ритмы» (2001),  «Август на Каме» (2001). Работы пронизаны удивительно радостным и праздничным настроением.  К картинам А. Г. Гнетова  как нельзя лучше подходят строки  Бориса Пастернака, отметившего, что со всего окружающего

Рука художника смывает грязь и пыль,

Преображённей из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

С этими работами художника чусовлян   знакомила  выставка «Очарованье русского пейзажа».

   Начиная с  1982 г.  в составе творческой группы художественно - графического факультета, а потом самостоятельно  художник совершает  поездки по стране – русский Север, Сибирь, Крым,  Южный Урал, Прибалтика, Вологодчина.  Он объехал  половину России. Побывал на Соловецких островах (1982), Ярославщине (1987),  творческих дачах «Челюскинская» (1997), «Сенеж» (2003), в Хакасии (1983), Тобольске (1991), Карелии (1992), путешествовал по Чусовой (1984).

   В 2005, 2006 гг. он  посетил знаменитый Суздаль.   Итогом   стали циклы городских пейзажей и композиций, запечатлевших   древние  памятники  архитектуры глазами человека третьего тысячелетия.   В работах   «Суздальская окраина»,  «Золотой Суздаль»,  «Суздаль в грозу», «Суздаль из глубины веков», «Ветряк из Суздаля»,   квадраптихе «Земля суздальская»  город   предстает   полный света, красок и  жизненной энергии. Нет усталости тысячелетий. И в грозу, омытый дождем,  и в красном вечернем закате Суздаль  современен и устремлен в будущее.

   Художник А.Г.Гнетов разносторонне богатая творческая  личность. Он увлекается туризмом, восточной философией, практикует различные оздоровительные системы.  С 2000 г. он  возобновил     педагогическую деятельность  в городской школе искусств. Многие из его учеников продолжили обучение в высших учебных заведениях. Он интересный собеседник, с его  творческих встреч долго не расходятся участники. Он  прост,  доступен, отзывчив и  щедр.

   А. Г. Гнетов пробует себя  в  дизайнерской работе.  Гости и жители города имеют  возможность   приятно провести время в кафе «Скверик» и ресторане «Эрмитаж»,  где есть его росписи.

   Ежегодно А. Г. Гнетов участвует в строительстве зимнего городка, излюбленного места прогулок и развлечений горожан в зимние праздники. Скульптурные композиции из снега и льда, выполненные по его эскизам, радуют детей и взрослых своей новизной и оригинальностью.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 1. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 108-112.