Музейный менеджмент: практическая разработка алгоритма управления музеем

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

   Менеджмент реально отличается от такого вида деятельности как руководство, которое было довольно успешно в условиях, когда государство явно осознавало, что делать, когда все было определено, требовалось только жестко контролировать работников, направлять их на выполнение поставленных вышестоящими органами задач.

   Современный менеджмент, проникая в некоммерческую сферу, меняет отдельные элементы  механизма управления, перестраивает сам фундамент управления, всю его генную систему, заставляя управленческий механизм работать по новым правилам.

   Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

   Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

   Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.

  Планирование предполагает определение цели организации и функций ее сотрудников.

   Планирование – это один из способов обеспечения единства усилий сотрудников при достижении общих целей организации. При достижении поставленной цели обязательно новое планирование. Следовательно, это процесс непрерывный.

  Стратегическое планирование, направлено на определение целей организации в условиях будущих изменений внешней среды на срок от пяти до пятнадцати лет. При планировании на длительный срок важно: определение миссии и целей музея; анализ внешней среды с точки зрения открывающихся возможностей и существующих опасностей для развития музея; анализ внутреннего положения организации, ее сильных и слабых сторон; определение общего направления развития и разработка стратегии, соответствующей установленным целям музея; уточнение потребности в финансовых ресурсах и экономических показателях; механизм мониторинга и оценки эффективности работы музея.

   Организовать – значит создать некоторую структуру; определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание; подобрать людей и делегировать им определенные полномочия; принять ответственность на себя.

   Сегодня структура музея зачастую подвижна, и это не прихоть директора, а современные реалии, требующие от администрации музея оперативной реакции    на общественные изменения. Например, создание отдела информационных технологий и отдела по связям с общественностью и рекламе.

   Наболевший вопрос для нашего музея  – управление персоналом. Сегодня имеет место частая смена руководства, текучесть кадров, дефицит профессиональных специалистов,  сложности  в  их подготовке, оформлении трудовых отношений с работниками, трудовых договоров и  дополнительных соглашений.

Все эти аспекты требуют оперативного вмешательства и профессионального подхода.

  Задача функции мотивации в том, чтобы сотрудники выполняли делегированные им обязанности в соответствии с планом. Мотивация была всегда, и считалось, что это просто: больше работаешь – больше получаешь. Но одни только экономические методы не всегда состоятельны. Для эффективной мотивации своих работников руководителю следует определить их истинные потребности и обеспечить способ удовлетворения их через хорошую работу.

   Планирование осуществляется и на один день, и на год, и на более длительные сроки. За это время многое может измениться и поставить под угрозу достижение целей, а иногда и выживаемость организации. Для успешного осуществления управленческого контроля необходимо установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени в соответствии с разработанными планами, измерение и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами и корректировка отклонений от плана. Возможен  даже пересмотр целей.

   Как пример разработки стратегического плана можно привести опыт работы нашего музея.

   МУК «Соликамский краеведческий музей» один из крупнейших музеев Пермского края,  главный хранитель древностей Соли Камской. Сложная структура музея отражает все направления работы. Музей имеет три  отдела - научно-просветительской работы, отдел истории,  отдел фондов. Филиалы музея  - Музей истории соли России,  Художественный музей, Музей природы, Музей древнерусского искусства.

   В этом году Соликамскому краеведческому музею исполняется 78 лет. За этот период музей пережил множество различных общественно-политических трансформаций, меняясь вместе со временем.

   В настоящее время   разрабатывается стратегии развития музея,  сформулированы его цели и миссия, проведен SWOT- и PEST-анализ, разработано новое Положение о стимулировании.

  Важно изучить  эффективность работы музея.  У нас эта проблема  решается  применением первичных отчетов и  внедрением мониторинга.

  Сегодня целью музея является  освоение новых информационных технологий, формирование сильного кадрового состава, полное обновление выставочного оборудования, освоение новых выставочных технологий и применение их на базе музея, новые формы диалога музея и общества, трансформация образа  из провинциального в прогрессивный, «свежий» музей.

____________________________________________________________________

[1]  А.С. Колупаева. Стратегия и тактика музейного менеджмента. // Справочник руководителя. Учреждения культуры. 2002  №  9.с. 27-36.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 3-6.