Школа и музей: из опыта работы музея «Пермь-36»

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

   Работа музея включает как традиционные формы работы, так и новые подходы. Отличительными  чертами  обучения    в Мемориальном комплексе являются   неформальность   и добровольность,   возможность максимально реализовать  свои  способности  и  интересы.  Это стимулируется  экспрессивностью,  разнообразием  и   подлинностью   музейных предметов.

   За время существования центра сложилась система работы со школами, весьма эффективно работающая, как в регионе, так и за его пределами.

   Основными проектами музея, направленными на работу  со школьной аудиторией, являются «Уроки памяти в музее ГУЛАГа». Мемориальный центр проводит уроки истории и гражданственности для учащихся старших классов школ, а для учителей – методические семинары. «Урок памяти в музее ГУЛАГа» рассчитан не на академический, а на астрономический час, и это не случайно: люди едут на целый день, они едут несколько часов, поэтому урок длится столько, сколько вам надо, это урок не в классе.

   Урок предполагает дискуссию, нам необходим отклик учащихся: их предложения, замыслы, идеи. При проведении урока сотрудник музея ориентируется на  уровень знаний  детей,  для того чтобы учащиеся могли свободно разговаривать на предложенную им тему.

    Задача урока – осмысление истории, и как второй шаг – извлечение уроков  из истории.

    При музее три  года  работает  дискуссионный клуб для старшеклассников «Имею право». Клуб создан  АНО   «Пермь-36», АНО  «За гражданские ценности в образовании» и управлением юстиции Пермской области.

   Темы дискуссий  «Свобода и толерантность: где границы? », «Толерантный человек. Какой он? Каков я?», «Я мыслю, значит я…?», «В какой России будет жить поколение next?», «Сладкое слово свобода. Что это такое?», «Другой» - это «Иной» или «Чужой»?» формируют  у старшеклассников  позитивные правовые чувства, опыт обсуждения    и коллективного выбора вариантов поведения и действий; гуманные, уважительные  отношения со взрослыми и сверстниками.

   Избранная модель работы со школьниками характеризуется  разнообразием эффективных методик и технологий, которые способствуют самораскрытию участников, развитию у них критического мышления, аргументации  своей позиции.

   Мемориальным центром организована системная комплексная работа с передвижными выставками «Прикамье. Век ХХ», «Прикамье. Репресии. 1930-50-е гг.», «Власть и народ в России», «История одного лагеря»  в  школах, вузах и библиотеках  края. Работа передвижных выставок - одно из важных и перспективных направлений деятельности Мемориального центра «Пермь – 36».  В сельской местности и  в удаленных районах края  выставки работают в течение месяца.

   Во время работы передвижных выставок проводятся  экскурсии,  оказывается  методическая помощь учителям.

   Выработке серьезной гражданской позиции молодого поколения способствуют также  показы документальных фильмов на тему «тоталитарного прошлого», проведение тематических и обобщающе-повторительных уроков, демонстрация слайд фильмов. Развивается   интерес к истории как науке,  повышается общий  культурный  уровень личности,   формируется патриотическое самосознание молодежи и  толерантное отношение к    другим народам.

   В летний период на базе музейного комплекса «Пермь-36» (д. Кучино, Чусовской район) реализуется просветительский проект для волонтерских смен.

   Этот проект рассчитан  на  системную  и адресную  подготовку  волонтерского актива из  учащихся и студенческой молодежи, обучение необходимым гражданским познаниям.

   Кроме этого, проводится работа с молодыми людьми из неблагополучных семей и депрессивной социальной среды с тем, чтобы помочь им  социализироваться с наименьшими для них издержками.

   Организаторами проекта подготовлен учебно-методический комплекс, который можно использовать для проведения волонтерской школы. В его основу  легли наработки музея «Пермь-36», которые апробированы и зарекомендовали себя с положительной стороны. Упор сделан, прежде всего, на интерактивные формы занятий, которые, с одной стороны, знакомят с историей России,  с другой, позволяют в ходе проблемных дискуссий и интеллектуальных игр побудить участников проекта говорить и рассуждать.

   Вся работа с волонтерами разбита на 4 обучающих блока:  введение слушателей в исторический контекст;  встречи со свидетелями и участниками исторических событий; знакомство с  методикой музейного дела;  практическое овладение навыками музейного дела.

   С 2002 г.  Мемориальным центром при поддержке Министерства образования и науки и Министерства культуры и молодежной политики Пермского края проводятся  ежегодные Межрегиональные Астафьевские (малые) чтения для юношества. Среди партнеров Чтений: министерство образования Пермского края, администрации г. Перми и Чусовского муниципального района, Правления Союзов писателей РФ, Юношеская библиотека г. Перми.

   Главной целью Чтений является интеллектуальное выявление, осмысление и развитие современных тенденций бытования человеческого общества в молодежной среде на основе творческого и мировоззренческого наследия В.П.Астафьева.

   В настоящее время проект «Астафьевские чтения» является, без сомнения, всероссийским. Начало этому было положено на рабочей встрече представителей трех регионов (Пермь-Красноярск-Вологда), прошедшей в декабре 2005 г. В 2006 г. делегация Пермского края побывала на Астафьевских чтениях в Красноярском крае, а в 2007 – в г. Вологде.

   Чтения являются открытыми для всех граждан от 14 до 25 лет   - студентов  и учащихся   средних основных и специализированных школ, гимназий, лицеев, колледжей, средних специальных учебных заведений, всех  регионов России.

   Среди форм проведения Астафьевских чтений: конкурс творческих работ, научно-практическая конференция, семинары, практикумы, экспозиции, выставки, презентация книг и проектов по теме Чтений, экскурсии по Астафьевским местам.

   На основе творческого и мировоззренческого наследия В.П.Астафьева  Чтения для юношества  способствуют объединению региональных, российских, международных культурных молодежных сообществ, а также созданию и развитию социально и  культурно привлекательного образа Пермского края в культурном пространстве России.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 9-12.