Строгановские деревянные церкви Верхнего Чусовского городка

Печать

   К сожалению, историческое время неумолимо – оно превратило в прах дивные деревянные храмы XVII века…», - сокрушается один пермский историк.1 Неужели мы так ничего и не узнаем о «дивных деревянных храмах, возведенных некогда Верхнем Чусовском городке представителями рода Строгановых»?

   Верхний Чусовской городок, как и Нижний, официально был основан в 1568 г. и уже в 1579 г. с него и Яйвинского острожка было «положено окладу по сотной и деловой», т.е. по переписи Яхонтова, «72 рубли 11 алтынъ съ деньгою»2 - ровно столько же, сколько и с Нижнего городка с Сылвенским острожком. Верхний Чусовской городок был вотчиной Максима Яковлевича Строгонова (1557-1624). Именно этот «представитель рода» был современником первых «дивных деревянных храмов» на Чусовой (так же, как и его дядя, Семен Аникиевич).

   В писцовой книге М.Кайсарова (1623-24) сказано, что в Верхнем Чусовском городке в то время находились три храма: Николы Чудотворца, «древян клецки вверх шатром»3; «теплой о 5-ти верхах клетски Рождество Христово» и «под колоколы храм св. апостола Иакова Алфеева… да на колокольнице 7 колоколов; да на той же колокольнице часы».4

   Судя по количеству и описанию икон, храм Николы Чудотворца был самым большим и богатым: тринадцать образов в самом храме; да в приделах: в одном – образ Максима Исповедника и еще «образ местной Максима Исповедника в деянии на золоте», и еще два образа «на золоте», в другом приделе – «образ Прокопья Устюжскаго Чудотворца в чудесех на золоте» и образ Пречистой Богородицы тоже «на золоте». Весь храм просто блистал «камышками розных цветов» и золотом: образа «на золоте», «двери царские и сень и столпцы на рези на золоте», «венцы и поля резаные на дереве золочено». Немало сил и средств потратил Максим Яковлевич для строительства и украшения самой большой церкви в своем городке.

   В конце XVII столетий широкое распространение получила Строгановская школа иконописи, которая зародилась в Москве, позднее были созданы мастерские в Сольвычегодске. «Иконные горницы» были и во дворе Никиты Григорьевича. А.А.Введенский предполагает, что были они и в пермских вотчинах Максима Яковлевича, а это и есть Верхний Чусовской городок. Энергичная деятельность этих иконных горниц двух братьев падает на 80-90-е годы XVI и первые два десятилетия XVII веков; со смертью же обоих братьев их мастерских приходят в упадок…5 В 1-ой тетради книги «Памятники Московской древности» (издана в 1845 году) написано: «… Максим Яковлевич знал иконописное искусство и сам занимался им, как свидетельствуют подписи на образах 7100 и 7113 годов».6 7100-й год по нашему летосчислению – 1592-й, а 7113-й – 1605-й. Максим Яковлевич умер примерно 67-ми лет в 1624 году. Можно предположить, что он сам писал некоторые образа для своих церквей, в том числе и для храма Николы Чудотворца, и, вероятно, неслучайно в одном из приделов этой церкви находились два образа Максима Исповедника.

   Как увидим далее, неслучайно и то, что в другом приделе этого храма находился образ Прокопия Устюжского Чудотворца.

   В собрании сольвычегодского летописца Евгения Болховитинова в отделе рукописей библиотеки Академии наук Украины хранится рисунок 1726 года Строгановской постройки деревянных церквей XVII века. А.А.Введенский считает, что изображенные на рисунке три церкви и колокольня находились в черте Строгановских сольвычегодских хором.7 О церкви Прокопия Устюжского Чудотворца, возведенной в 1603 году, автор пишет: «…Примечательна архитектура…церкви…, где погребались тела именитых людей Строгановых строителей храмов сих… Здесь безымянный для нас Строгановский архитектор создал воздушную многоярусность центрального купола тремя ниспадающими рядами покатой кровли и предвосхитил мотив украинского барокко XVII века в архитектуре…»8 Логично предположить, что на рисунке, опубликованном А.А.Введенским, изображены типы церквей, которые возводились и в других Строгановских вотчинах, в том числе и в чусовских. Вполне вероятно, что церковь Прокопия Чудотворца в Сольвычегодске и церковь Николы Чудотворца в Верхнем Чусовском городке были «близнецами». Вполне понятно, почему в Верхнегородковской церкви Николая Чудотворца один из приделов носил имя чудотворца из Великого Устюга – родового гнезда Строгановых. Верхнегородковская церковь Николы Чудотворца сгорела в 1830 году во время большого пожара, но некоторые иконы были спасены.

   Второй храм Верхнего Чусовского городка «Рождество Христово» тоже блистал золотом, хотя количество икон было меньше (четыре в основном храме и три в приделе), да и украшены они не так богато («с камышки плохими»), и придел только один, но зато храм «о 5-ти верхах».

   На упоминавшемся выше рисунке 1726 года изображена пятиглавая деревянная клетская церковь Богородицы Одигитрии, которая была остроена в Сольвычегодске в 1596 году. Изящество пяти шатровых куполов с доминирующим центральным куполом-шатром в этой Строгановской церкви чарует верностью и красотой пропорций. Скромная резьба, бахромой обрамляющая карнизы, завершает впечатление совершенства форм народного творчества.9 Вернее всего, что именно такая стояла в Верхнем Чусовском городке в свое время на месте холодного храма Христорождественской каменной церкви, возведенной в 1773году, ибо испокон веков новые церкви ставились на Руси на месте предыдущих. Когда была построена эта строгановская деревянная пятикупольная церковь, мы, наверное, никогда не узнаем; когда она была сломана, найти, пока тоже не удалось.

   А что записал Кайсаров о третьей церкви? «…Да под колоколы храм св. апостола Иакова Алфеева, да предел великомученицы Евфимии Прехвальные, а в них: образ местной св. апостола Иакова в чудесех на золоте; образ пречистые Богородицы на золоте; образ Единородный сын на золоте; дейсус на золоте. У того ж храму придел мученицы Евфимии Прехвальные, а в нем образ мученицы Евфимии в чудесех на золоте; образ Пречистые Богородице с Превечным Младенцом на золоте; двери царские и сень и столпцы на золоте; престол оболочен выбойкою; да на колокольнице 7 колоколов; да на той же колокольнице часы».10

   На рисунке 1726 года изображена колокольня – звонница «благородной шатровой формы, в основании обрамленная бочкообразной деревянной колоннадой, облегавшей колокольню вокруг».11 Не подобная ли стояла и в Верхнем Чусовском городке? Только еще и с часами! Вопрос: где? Вернее всего там, где позднее возвели колокольню Христорождественской церкви, то есть почти на самом берегу Чусовой. А почему храм назывался именем Иакова Алфеева?

   Иаков Алфеев – один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Яков Строганов, пожалованный чусовскими землями, выстроил церковь в честь своего небесного покровителя с «пределом Евфимии Прехвальныя», а как звали его жену? Евфимия. Якову Аникиевичу было тогда 39 лет, а жене его 33 года. Образ апостола Иакова Алфеева был «местной», но это совсем не значит, будто он был написан «тутошным» иконописцем. Местные образа в иконостасе – постоянные в нижнем ярусе: Спаситель и Богоматерь, евангелисты, Благовещенье и пр.

   Итак, мы видим, что в храме, который был выстроен «под колоколы» ко времени переписи Кайсарова было всего – то шесть икон: три в храме и три в пределе. Да и записывает его писец в последнюю очередь. Не потому ли, что он был самым бедным и самым старым? Если верно предположение, что «храм под колоколы» ставил Яков Строганов сразу, как только получил чусовские земли, то к 1623-1624 годам данному деревянному строению было около 55-ти лет, и разрушиться (обветшать) оно должно было раньше других.

   В «Летописи церкви и прихода Христорождественской церкви Верхнее-Чусовских городков, составленный священником Ильёй Любимовым на 27-ми листах датировано 27 апреля 1912 года»12 ни слова не сказано о существовавшем некогда храме св. апостола Иакова Алфеева, то есть его уже никто не помнил. Составитель «Летописи…» отмечает, что сведения о церкви (имеется в виду только храм Николы Чудотворца) сохранились «самые скудные и смутные». Вспомним, что , если на месте обветшавшей или снесённой церкви строили новую, то престол устанавливали и освящали вновь. В храме св. апостола Иакова Алфеева было два престола: один в самом храме, другой в приделе. И в теплом храме каменной Христорождественской церкви (под колокольней) тоже было два придела (по количеству прежних престолов). Не говорит ли это о том, что в 1773 году Строгановскими зодчими был возведен каменный Христорождественский храм на месте двух деревянных: пятиглавого храма Рождества Христова (с одним престолом) и храма-колокольни св. апостола Иакова Алфеева (с двумя престолами)? Здесь следует заметить, что, хотя все священнослужители в своих многочисленных «отчетах» утверждали, будто каменная Христорождественская церковь была построена в 1773 году, вернее всего, в этом году был утвержден лишь проект строительства каменного храма вместо «теплого о 5-ти верхах клетски Рождество Христово» и пришедшего к тому времени в ветхость или уже исчезнувшего храма «под колоколы» святого апостола Иакова Алфеева. Эта мысль подтверждается архивными данными, где говорится, что в декабре 1792 года в «Чюсовском Вернем Городке» находятся всего лишь две церкви: первая «во имя рожества Христова с пределом Казанской Богоматери, вторая вновь строющаяся каменного здания Рожественская о двух пределах Казанской Богоматери и Николая чюдотворца».13 И опять вопрос: а почему в документе не говорится о существовании церкви Николая Чудотворца (если она сгорела в 1830 году)?

   Надеюсь, что человеку, наделенному воображением и интересующемуся данной темой, вышеизложенное поможет представить церкви Верхнего Чусовского городка, которые стояли на берегу Чусовой в устье Усолки.

   Возможно, что некоторые мои догадки ошибочны, но ведь даже мастистые специалисты признают: «Сегодня мы еще далеки от того, чтобы с достаточной полнотой представить картину развития народного зодчества даже в позднем средневековье, не говоря о раннем. История деревянной архитектуры, если она будет написана, непременно явится итогом общего труда архитекторов, археологов, историков, этнографов, искусствоведов».14

__________________________________________________________

1Николаев Ю.К. Земля Чусовская. – Березники, 2002, с.90.

2Писцовая книга Кайсарова 1623-4 гг. по Великопермским вотчинам Строгановых \\ Пермская старина, вып. 1У, Пермь, 1892, с. 161.

3Там же, с. 137

4Там же, с. 138

5Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVII веках, М., 1962, с. 197.

6Родословная г.г. Строгановых. Составлена Ф.А. Волеговым и дополнена А.А. Дмитреевым \\ Пермский край. Сборник сведений о Пермской губернии. Т. 3, Пермь, 1895, с. 182,

7Введенский А.А. Дом Строгановых…, с. 198,199.

8Там же, с. 198.

9Там же.

10Там же.

11Там же.

12ГАПО, ф.196, оп. 1, д. 53.

13ГАПО, ф.543, оп.1, д.94, л.223.

14Мильчик М.Н., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера, - Л., 1981,с.11.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 1. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 91-96.