Работа музея включает как традиционные формы работы, так и новые подходы. Отличительными чертами обучения в Мемориальном комплексе являются неформальность и добровольность, возможность максимально реализовать свои способности и интересы. Это стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.
За время существования центра сложилась система работы со школами, весьма эффективно работающая, как в регионе, так и за его пределами.
Основными проектами музея, направленными на работу со школьной аудиторией, являются «Уроки памяти в музее ГУЛАГа». Мемориальный центр проводит уроки истории и гражданственности для учащихся старших классов школ, а для учителей – методические семинары. «Урок памяти в музее ГУЛАГа» рассчитан не на академический, а на астрономический час, и это не случайно: люди едут на целый день, они едут несколько часов, поэтому урок длится столько, сколько вам надо, это урок не в классе.
Урок предполагает дискуссию, нам необходим отклик учащихся: их предложения, замыслы, идеи. При проведении урока сотрудник музея ориентируется на уровень знаний детей, для того чтобы учащиеся могли свободно разговаривать на предложенную им тему.
Задача урока – осмысление истории, и как второй шаг – извлечение уроков из истории.
При музее три года работает дискуссионный клуб для старшеклассников «Имею право». Клуб создан АНО «Пермь-36», АНО «За гражданские ценности в образовании» и управлением юстиции Пермской области.
Темы дискуссий «Свобода и толерантность: где границы? », «Толерантный человек. Какой он? Каков я?», «Я мыслю, значит я…?», «В какой России будет жить поколение next?», «Сладкое слово свобода. Что это такое?», «Другой» - это «Иной» или «Чужой»?» формируют у старшеклассников позитивные правовые чувства, опыт обсуждения и коллективного выбора вариантов поведения и действий; гуманные, уважительные отношения со взрослыми и сверстниками.
Избранная модель работы со школьниками характеризуется разнообразием эффективных методик и технологий, которые способствуют самораскрытию участников, развитию у них критического мышления, аргументации своей позиции.
Мемориальным центром организована системная комплексная работа с передвижными выставками «Прикамье. Век ХХ», «Прикамье. Репресии. 1930-50-е гг.», «Власть и народ в России», «История одного лагеря» в школах, вузах и библиотеках края. Работа передвижных выставок - одно из важных и перспективных направлений деятельности Мемориального центра «Пермь – 36». В сельской местности и в удаленных районах края выставки работают в течение месяца.
Во время работы передвижных выставок проводятся экскурсии, оказывается методическая помощь учителям.
Выработке серьезной гражданской позиции молодого поколения способствуют также показы документальных фильмов на тему «тоталитарного прошлого», проведение тематических и обобщающе-повторительных уроков, демонстрация слайд фильмов. Развивается интерес к истории как науке, повышается общий культурный уровень личности, формируется патриотическое самосознание молодежи и толерантное отношение к другим народам.
В летний период на базе музейного комплекса «Пермь-36» (д. Кучино, Чусовской район) реализуется просветительский проект для волонтерских смен.
Этот проект рассчитан на системную и адресную подготовку волонтерского актива из учащихся и студенческой молодежи, обучение необходимым гражданским познаниям.
Кроме этого, проводится работа с молодыми людьми из неблагополучных семей и депрессивной социальной среды с тем, чтобы помочь им социализироваться с наименьшими для них издержками.
Организаторами проекта подготовлен учебно-методический комплекс, который можно использовать для проведения волонтерской школы. В его основу легли наработки музея «Пермь-36», которые апробированы и зарекомендовали себя с положительной стороны. Упор сделан, прежде всего, на интерактивные формы занятий, которые, с одной стороны, знакомят с историей России, с другой, позволяют в ходе проблемных дискуссий и интеллектуальных игр побудить участников проекта говорить и рассуждать.
Вся работа с волонтерами разбита на 4 обучающих блока: введение слушателей в исторический контекст; встречи со свидетелями и участниками исторических событий; знакомство с методикой музейного дела; практическое овладение навыками музейного дела.
С
Главной целью Чтений является интеллектуальное выявление, осмысление и развитие современных тенденций бытования человеческого общества в молодежной среде на основе творческого и мировоззренческого наследия В.П.Астафьева.
В настоящее время проект «Астафьевские чтения» является, без сомнения, всероссийским. Начало этому было положено на рабочей встрече представителей трех регионов (Пермь-Красноярск-Вологда), прошедшей в декабре
Чтения являются открытыми для всех граждан от 14 до 25 лет - студентов и учащихся средних основных и специализированных школ, гимназий, лицеев, колледжей, средних специальных учебных заведений, всех регионов России.
Среди форм проведения Астафьевских чтений: конкурс творческих работ, научно-практическая конференция, семинары, практикумы, экспозиции, выставки, презентация книг и проектов по теме Чтений, экскурсии по Астафьевским местам.
На основе творческого и мировоззренческого наследия В.П.Астафьева Чтения для юношества способствуют объединению региональных, российских, международных культурных молодежных сообществ, а также созданию и развитию социально и культурно привлекательного образа Пермского края в культурном пространстве России.
Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 9-12.