Музейная игра в культурно-образовательной работе музея

Печать

   Для детей 5 – 7 лет основой впечатлений остаются эмоции. В этом возрасте увеличивается познавательная и деятельная активность, впечатления и переживания реализуются в творчестве, развивается способность к самопознанию, идет формирование представления о времени. Образцы народной вышивки, ткачества, предметы прикладного искусства, простые бытовые изделия из бересты, железа, глины, окружающие ребенка на занятиях в музее, создают столь редкую для современного ребенка эстетическую «ауру».

   Личное участие ребенка в моделируемой исторической ситуации способствует становлению исторического сознания, формированию чувства истории, ощущению себя в потоке времени, осознанию себя продолжателем традиций предков.

   Очень важно, чтобы увиденное и услышанное ребенком на занятиях в музее прошло через его душу, формировало мир его эмоций. Психологический, нравственный стержень человека формируется к 10 – 11 годам и позднее не получает развития.

   Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она способствует развитию у детей потребности в постижении окружающего мира, воображения, образной и ассоциативной памяти, нестандартного мышления, коммуникативных качеств, эстетического вкуса. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, и в музейной педагогике она становится одним из ведущих методов. Музейные игры – это методически организованная деятельность ребенка, нацеленная на приобретение определенных навыков. Цель музейной игры заключается в достижении определенного результата. При организации игры в музее следует учитывать особенности музейной среды, которая устанавливает правила и ограничения на поведение детей: нельзя громко говорить, быстро двигаться, трогать экспонаты руками и т.д., что делает невозможным развертывание ролевых творческих игр детей в полной мере.

   С 1998 г. в Нытвенском историко-краеведческом музее работает программа по музейной педагогике «Мы пришли в музей», рассчитанная на учебный год с сентября по май. Она способствует развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в течение двух лет. Особое место на занятиях отводится игрушечной вязаной собачке Бимке, именно с нее уже начинается музейная игра.

   В 2000 г. совместно с детским садом № 13 началась работа по совместной развивающей программе для детей 3-х лет. Одним из основных приемов методики работы с детьми трех лет – игра, небольшое сказочное действие, исполнители которого дети, а «действующие лица» музейные экспонаты. На занятиях дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначениями, способами действия с ними.

   Большая часть занятий составлена основе сказок: «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой», «Ухти-Тухти» Б. Поттер, - и многих других. Иногда музейный педагог говорит, что предмет заблудился, потерял свою сказку. Дети, вспоминая знакомые сказки, пытаются вернуть предмет на место. Иногда помощник музейного педагога Бимка может начать неправильно рассказывать знакомую сказку, что-то пропуская или забывая. Тогда дети помогают ему ее вспомнить, рассказывая сказку как надо.

   На занятиях с детьми старшей группы часто используется игра «Тук-Тук» или гости к Бимке. Когда дети из нескольких предметов, о которых рассказывалось на занятии, должны взять тот, который предлагает музейный педагог в качестве подарка для Бимки, например: корневатку, кринку и т.д. Эта игра способствует закреплению новых сведений о предмете и его названии, позволяет включить в игру ребят. Народные игры стараемся подбирать в соответствии с темой занятия. Например, для занятия «Как рубашка в поле выросла», предлагаем детям поиграть в «Ленок» или водим хоровод под песню «Уж я сеяла ленок».

   В народных подвижных играх испокон веков ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Народные игры вызывают активную работу мысли, уточняют  представления об окружающем мире.

   В музее разрабатываются игровые программы для обслуживания детей в летний период. Игровая программа «Олимпиада: Весёлочки, Возилки, Долгоноски», которая проводится в зале «История ложки», привлекает своими соревновательно-позновательными элементами не только детей, но и взрослых, которые увлеченно играют в нее.

   Во время экскурсий по выставкам художественных работ также включаем игровые моменты. Это может быть игра-поиск, когда ребенок среди большого количества картин должен найти портрет, пейзаж или натюрморт. Или другой вариант, когда дети выбирают наиболее понравившуюся им картину, а экскурсовод, комментируя ее, определяет характер, настроение ребенка в данный момент.

   Дети младшего школьного возраста тоже очень любят играть. Игра-соревнование учит их взаимовыручке, умению достойно проигрывать. Познавательный материал о музейных предметах, в таких игровых программах переплетается с небольшими подвижными играми. Так в игровой программе «Именины чая» дети соревнуются в «сборе чайных листьев», заготовке «дров» для растопки самовара. Очень важно, чтобы по окончанию игровой программы дети поняли, что проигравших не было, так как каждый узнал что-то новое, интересное для себя. Поэтому в конце игровой программы мы называем победителей, а призы получают все. На игре «Олимпиада: Возилки, Веселочки, Долгоноски» команда – победительница получает большую одноразовую ложку, а проигравшая команда – маленькую. В конце игровой программы «Именины чая» всем участникам игры вручается связка сушек для чаепития.

   Проект «Диафильмленд», проводимый летом в музее, также имел успех среди младших школьников. Дети с удовольствием смотрели диафильмы, а потом отправлялись в путешествие по залу «Мир детства», где они знакомились с игрушками трех поколений: современного ребенка – его мамы и папы – дедушки и бабушки, - разгадывали загадки. На игровом занятии про «Куклу Машу и ее друзей» дети знакомятся с музейной коллекцией детских игрушек, отгадывают загадки и в заключение строят из кубиков замок для куклы Маши и ее друзей. В строительстве замка принимают участие все дети, они с нетерпением ждут окончания строительства. И вот замок построен, каждый из участников игры ощущает радость оттого, что он принимал участие в этом строительстве.

   Музейная игра воспитывает ребенка и помогает ему познать окружающий мир, расширить его границы. После занятий в музее у детей появляется желание сделать что-то своими руками в качестве подарка музею или для полюбившейся игрушечной собачки Бимки. Так после занятия «Как рубашка в поле выросла» появились аппликация льна, выполненная девочкой Аней дома с мамой. Дети подготовительной группы рисуют свои любимые игрушки.

   Дома дети рассказывают родителям, что нового они увидели в музее, с какими музейными предметами познакомились. А иногда даже приводят их в музей, чтобы показать им понравившийся экспонат, просто еще раз прогуляться по залам музея.

 В музее широко используются следующие игровые формы музейной педагогики:

• Игра-поиск (найти предмет, не только указать его, но рассмотреть, высказать собственное мнение);

• подвижные игры (старинные детские игры сопровождают практически все занятия);

• дидактические игры (собери картинку; отгадай и наклей; и др.);

• экскурсия-игра («Олимпиада: Возилки, Веселочки, Долгоносики»).

    Впечатления детства глубоки и неизгладимы, а музейная игра как раз способствует их усилению. И хочется надеяться, что, став взрослыми, наши юные посетители музея проявят себя в дальнейшем в какой-то полезной творческой деятельности, станут достойными продолжателями в деле сохранения историко-культурного наследия.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 15-19.