Проблема сотрудничества муниципальных и корпоративных музеев

Печать

   Особенно заметны сложные взаимоотношения между городским и заводским музеями. Чтобы понять суть проблемы, надо обратиться к истории возникновения и существования краеведческого музея. Он был создан в 1958 году учителем истории Павлом Сониным. Через некоторое время завод взял его на свой баланс. За этот период была собрана большая коллекция по истории завода. Экспозиция занимала отдельный зал.

   Во время перестроечных процессов завод передал финансирование музея и заботы о его содержании городу. В преддверии 245-летия завода в газете «Прокатчик» было много публикаций рассказывающих об истории завода. Но в краеведческом музее отдельного зала уже не было. К этому моменту концепция краеведческого музея была связана с городским краеведением. Появился и знаменитый ныне музей ложки. Металлургический завод был представлен в рамках музейных экспозиций как составляющий элемент истории города.

   Однако директор металлургического завода Кадыров Р.З. не был согласен с тем, что завод в истории города занимает незначительное место. Это и стало одной из причин организации ведомственного музея.

   Комплектование фондов заводского музея велось по двум направлениям: прошлое и настоящее предприятия. С современной продукцией проблем не было, но экспозицию по истории предприятия приходилось собирать по крупицам. Знамена, грамоты, кубки были собраны по красным уголкам и кладовым. Много фотодокументов принесли ветераны завода.

   Но сегодня предметов музейного значения в фондах – считанные единицы. В городской музей было направлено письмо, с просьбой помочь в комплектовании. В ответ были предоставлены фотоматериалы для копирования, книга по истории города, макет прокатного стана. Тем не менее, сотрудничества в полном смысле этого слова не получилось.

   В первую очередь от подобных отношений страдает территория, люди. Не выигрывают и сами музеи. Но выйти из сложившейся ситуации можно, если попытаться обозначить проблемные вопросы, взаимные претензии, если отодвинуть в сторону личные отношения, ведь часто именно они становятся причиной разногласий.

   Я являюсь третьим заведующим музеем ОАО «Нытва» за истекшие 6 лет, и, хотя предыдущий опыт отношений накладывает негативный отпечаток, могу сказать, что я не получаю отказа на просьбы о помощи.

   Однако существуют и объективные претензии городских музеев к ведомственным. Первая и, пожалуй, главная – непрофессионализм сотрудников корпоративных музеев. Действительно, чаще всего в такие музеи приглашают работать в лучшем случае людей с педагогическим образованием.

   Но ведь изначально музеи создавались и поддерживались энтузиастами, краеведами, меценатами. И в муниципальных музеях профессиональных музейщиков не так много. Можно быть специалистом, но профессионалом становятся в процессе работы, на практике отрабатывая музейные методы работы. Для поддерживания их профессионального уровня и организуются семинары, конкурсы, курсы. Необходима поддержка и областного музея.

   Ведомственные музеи чаще всего не проходят лицензирование, не подчиняются музейной структуре, то есть местному краеведческому музею, опасаясь посягательств на свои фонды со стороны последнего, не желая, становиться подотчетным лицом. Но если учет и хранение фондов корпоративного музея ведется в соответствии с общими требованиями, то никто не сможет посягнуть на его коллекцию, ведь именно подконтрольное состояние заставляет нас держать фонды в порядке. Не следует забывать, что ведомственные музеи зависят от владельца предприятий. Его волей создано, его волей закрыто. Что тогда будет с вашей коллекцией?

   Этот замкнутый круг можно разрешить, если четко придерживаться инструкцией и положений о ведомственных музеях, уверенно ориентироваться в законах.

   Может сложиться впечатление, что ведомственный музей абсолютно бесправен. Везде младший брат и лишний ребенок. Но есть документ, который позволяет нам чувствовать себя полноправными партнерами в культурном пространстве города. То, с чего, должен начинаться любой музей - концепция. Именно она определяет направление его развития, его индивидуальность. Этот документ должен в первую очередь быть интересен муниципальным музеям. Ведь одна из претензий краеведов к корпоративным музеям – вторжение на их рынок услуг, переманивание посетителей, дублирование идей. Здесь как никогда уместно сотрудничество.

   Совместное обсуждение музейного пространства и определение приоритетных направлений для каждого музея позволят снять вопрос о конкуренции. Общие проекты смогут расширить спектр деятельности музеев всех уровней.

   Научная работа – проблема общая. Обладая богатыми фондами, муниципальные музеи не имеют времени, а ведомственные – полноты фондов и людей. Неплохим решением проблемы может стать сотрудничество со школьными музеями и научными обществами. Поиск и определение тем для изучения позволяет выявить проблемы в истории территории. Для того, чтобы наладить эту работу в музее, должна быть решена проблема учета, хранения, научного описания фондов, создан доступный каталог хранения. Учителя и их ученики часто обращаются в музей за информацией накануне сдачи работы. Научить детей пользоваться музейными фондами – задача научных сотрудников музея. Создание четкой схемы запросов, перспективные планы научных исследований могли бы помочь учителям и школьникам легко ориентироваться как в выборе темы, так и в уже выбранном исследовании.

   К сожалению, не последнее место в отношениях играют личные амбиции руководителей. Это вопрос этического характера, и решать его каждый музейщик должен сам. Никакие инструкции не помогут, если продолжать ставить личные взгляды и обиды выше интересов общего дела.

Итог выше сказанному сводится к простым и понятным вещам:

­ обмен опытом музеев разного уровня и разных ведомств;

­ ведение учета и хранения в соответствии с общими требованиями, знание законов, касающихся музейного дела;

­ сотрудничество в научной работе;

­ этика взаимоотношений руководителей.

   Разговор о музейном сообществе в нашем городе уже начат. Пока это только идея. Но хочется надеяться, что желание объединиться найдет свое реальное воплощение и позволит выйти нашим музеям на более высокий уровень.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 25-28.