Музейная педагогика как средство сохранения историко-культурного наследия Причусовья

Печать

   Ответ нашелся спустя время, когда я стала руководителем школьного литературно-краеведческого объединения «Юнкрай» и музея истории школы. Постепенно стала понимать: даже наш школьный музей необходимо включить  в единое образовательно-воспитательное пространство. Однажды я услышала о музейной педагогике. Именно она стала стержнем, соединившим школу и музей, так как музейная педагогика исследует музейные формы коммуникации, их влияние на историческое образование детей,  способна воспитать у них заинтересованное, уважительное отношение к  миру прошлого, к другой культуре, другой эпохе. Возможности современной музейной педагогики позволяют, использовать образовательный потенциал за счет формирования у ребенка личного, эмоционально-окрашенного отношения к историческим фактам.

   Формы и методы музейной педагогики обогатили меня как преподавателя и приблизили школьный курс литературы к предметному миру прошлого. Возможности музейной педагогики были использованы при разработке программы элективного курса для 9-11 классов «Литературное Причусовье». Главной идеей было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников.

   С началом эксперимента по профильному обучению наша школа определила свой профиль как информационно-технологический, выбрав профильными предметами математику и информатику, остальные предметы  поддерживают профиль. Количество часов предметов гуманитарного цикла на ряд тем значительно сократилось, таким образом, некоторые важные аспекты остались за рамками школьной программы. Здесь в качестве решения проблемы был использован региональный и школьный компонент. Это помогло внести качественное изменение  в процесс изучения литературы в классах предпрофильной и профильной  подготовки. К 68 (102) часам, предусмотренным по литературе учебным планом, добавляется еще 34 за счет спецкурса. А главное, опыт показал, что тематика занятий выбрана правильно, качество преподавания литературы значительно улучшилось.

Формы и методы, применяемые для  проведения уроков, стали интересны ребятам.

    Пробный курс «Литературное Причусовье» разработан для учащихся 8(9) класса. Его цель познакомить с произведениями местных авторов, среди которых такие,    как В.П.Астафьев, М.С.Корякина-Астафьева, В.Я.Курбатов,  О.К.Селянкин, М.Д.Голубков, В.А.Армишев, М.О.Пермякова и других.

   Курс, снабженный дидактическими и методическими материалами, разработанными с использованием ИКТ, стимулирует  творческую активность учащихся, обеспечивая организацию учебной деятельности с широким использованием форм самостоятельной групповой (58%) и индивидуальной  деятельности (42%). В преподавании применяются формы и методы проектной организации образовательного процесса (18% от изучения всего курса), а также научно-исследовательская деятельность (24% от  изучения  всего курса).

   Таким образом, учащиеся осмысливают значение культурного наследия поэтов и писателей Причусовья в жизни человека 21 века. Эти занятия предоставили мне, как  учителю русского языка и литературы, возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать точку зрения и считаться с мнением других.

   Каждая тема программы включает в себя практическую работу (93%), ориентированную на поиски нестандартных путей решения. Практическая работа способствует тому, что учащиеся на основе использования ИКТ (77%) становятся субъектами в учебной деятельности. Кроме умения работать с информацией  различной формы, развиваются творческие способности учащихся.

    На уроках русского языка и литературы, мной используются элементы краеведения. Я включала местный материал в виде краеведческого выступления, краеведческого дополнения, иллюстрации, рабочего материала, для самостоятельной работы учащихся.

    Краеведческий урок как таковой в практике педагогов-словесников используется редко. Понятно, что такой урок необходим как возможность, решить какие-либо образовательные задачи на краеведческой основе. И провести его можно лишь при условии, что местный материал вышел далеко за рамки школьного значения, теперь это ценность общелитературного и культурного плана, и материала достаточно для целостного урока. Учитывая условия, сложившиеся в образовательном процессе, традиции, запросы и потребности социума, смею предложить реальное решение проблемы: введение спецкурса, а также некоторых уроков  литературы на художественном материале о  родном крае, созданном местными мастерами слова. Тем более, если в числе писателей имеются такие авторы, как В. П. Астафьев, М. С. Корякина-Астафьева, О. К. Селянкин, В. Я. Курбатов, М. Д. Голубков и др.

   Проанализировав программу В. Г. Маранцмана по литературе, я пришла к выводу, что в каждом классе при изучении курса, начиная с пятого, на 10-15% процентов программу можно дополнять изучением творчества местных авторов. Успеваемость в классах второй и третьей ступени стабильно возрастает, улучшается техника чтения. Это повышает интерес к литературе как учебному предмету и улучшает качество знаний учащихся по предмету (см. стр. 1).

   Используется на занятиях компьютер с чётко определённой целью на конкретном этапе урока. Текстовыми источниками становятся энциклопедии, справочники, научно-популярная литература и т.д. Разметку для видеофрагментов и оформление берём из компьютерного приложения Power Point. Можно добавить подходящие картинки из собственной коллекции или имеющихся в  Microsoft Office или коллекции рисунков Clip Art, а также создать с использованием графических примитивов (линии, стрелки, фигурные линии и проч.) Мультимедийное использование даёт потрясающий результат: урок становится ярче, насыщеннее. У таких уроков огромное преимущество перед обычными, так как

   Таким образом, феномен использования компьютерной презентации в качестве элемента краеведческого урока вполне актуален в контексте современной ситуации информатизации общественного сознания. В данной программе урокам с использованием ИКТ отводится достаточно места (61,7%).

   И чем глубже я знакомлюсь с этой темой, тем вижу всё больше возможностей для использования краеведческого материала на уроках. Ведь главная цель таких уроков, чтобы ребёнок ощутил себя частичкой своего края, малой родины, которой есть за что гордиться.

   В мае 2002 г. в городе Перми состоялись первые гражданские чтения памяти В.П.Астафьева. Члены краеведческого кружка «Юнкрай», юнкраевцы, приняли в них участие (12%). Мечтали обратиться к родственникам писателя с просьбой присвоить средней школе № 75 города Чусового имя В.П.Астафьева. Да растерялись - не успели выступить. Но участие в чтениях наравне с известными деятелями культуры и искусства, радио и TV областного центра и России придало нашей краеведческой работе новое звучание, создало реальную возможность для полноценной работы литературно-краеведческого направления в школе.

   В 2003 г.  прошли  II  Астафьевские чтения. Наше участие оказалось не столь активно, как хотелось бы. Не пригласил нас никто, а сами не осмелились. Но использовали любую встречу, которая позволяла, знакомиться с творческим наследием Виктора Петровича, с литературой земли чусовской и пермской, с произведениями других талантливых авторов.

   В 2004 г. мы стали участниками торжеств в честь 80-летия Астафьева.  В Чусовом состоялись первые Малые Астафьевские чтения, чем мы, чусовляне, безусловно, гордимся. Учащиеся школы в конкурсе исследовательских работ старшеклассников заняли все призовые места (19% участвующих). В конкурсе чтецов астафьевской прозы «Живое слово правды и любви» стали лауреатами 3 человека. Работы победителей опубликовали в сборнике статей.

   В 2005 г. Малые чтения впервые прошли как областные. Выпускники-одиннадцатиклассники приняли участие в открытии мемориальной доски на здании железнодорожного вокзала памяти Виктора Петровича. Чухланцева Ольга – победительница областного конкурса краеведческих работ, стала участницей конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество» в Москве.

   В 2006 г. увидели свет публикации в  пермском сборнике «IV Астафьевские (Малые) чтения». Из 60 представленных работ четыре публикации старшеклассников школы 75 города Чусового.

   В 2007 г. Екатерина Колупаева ученица 8 класса стала победительницей регионального конкурса по литературоведению. В марте этого же года приняла участие во Всероссийской открытой конференции «Юность. Наука. Культура» в г. Обнинске. В апреле состоятся региональные Астафьевские (Малые) чтения, куда для выступлений рекомендованы работы 6 учащихся, занявших призовые места в районных Малых чтениях. В конкурсе чтецов приняли участие. Участвующих в чтениях оказалось 52%. Во всероссийском конкурсе «Человек в истории» приняли участие 3 человека: работа  Ани Бурковой отмечена свидетельством, двух других участниц  - грамотами.

   Пожалуй, это становится традицией и помогает в решении  одной из задач по изучению литературы и истории  родного края: чтение, широкое обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков, способствующих изучению и популяризации литературы о родном крае, даря возможность продолжать и не прерывать связь времён.

   Ребята с удовольствием откликаются на предложения во внеурочное время посетить  музей политических репрессий «Пермь-36»,  совершить экскурсию  по святым местам Причусовья. Данная форма проведения урока-занятия, безусловно, расширяла представление о малой родине и творчестве многих авторов, воспитывало любовь к родине, чувство патриотизма. В весенние каникулы группа ребят 8 класса «А», где  я являюсь классным руководителем, обратилась к заместителю директора по воспитательной работе с инициативой: создать волонтерский отряд по благоустройству города. И это лишь малая толика того, что могут делать в душах детей  уроки курса «Литературное Причусовье».

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 35-40.