Из опыта использования краеведческого материала в школе

   Краеведение приближает учащихся к пониманию сегодняшних процессов, учит их исследовать, сопоставлять, а не только быть посторонним наблюдателем. При этом роль учителя состоит в том, чтобы помочь соединить в учащихся открытия с чувством святого отношения к малой Родине, к судьбам людей, живущих на этой земле. Сопричастность к открытиям и раздумьям позволяет школьникам сформировать социальное в себе.

   При подготовке к уроку с элементами краеведения необходимо подобрать материал из первоисточников, прессы, обязательно посмотреть задания в учебнике,  выработать систему проведения урока и контроль за знаниями.

   При объяснении нового материала я пишу план урока на доске, по ходу урока делаю зарисовки, небольшие схемы, выписываю новые термины, учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях либо составляют план-конспект рассказа учителя. При подведении итога совместно формируем основные вопросы последующей самостоятельной деятельности учащихся.

   В зависимости от учебного материала я планирую включение краеведческого материала в пресс-информацию о событиях в стране, крае, городе. Обсуждаем, спорим, аргументируем, доказываем. История мертва, если ее не подкрепить фактами, деталями, именами. Краеведческий материал рассматривается с историческими источниками в сопоставлении. Всякое же сопоставление предполагает критический анализ. Итогом становится повышение интереса к изучению истории страны и края; лучшее запоминание фактического материала; вера в разум человека и необходимость тех знаний, которые дает школа.

   Используя краеведческий материал на уроках, я широко применяю различные формы работы рассказ, чтение книги, лекция, сообщения учащегося, доклады, рефераты, исторические вечера, месячники истории, олимпиады, научно-практические конференции. Работаю с письменными и печатными источникамивнеклассное чтение по списку рекомендуемой литературы, периодическую печать,  семейные архивы, встречи с участниками событий. Использую наглядный материал, иллюстрации, видеофильмы, дискеты, фото. Особенно привлекательны для школьников V-VII классов историческое лото, ребусы, кроссворды, «Поймай дату», «Кому принадлежат слова?»; для VIII-IX классов викторины «Знай свой край», «Угадай мелодию»;  X-XI классов «Круглый стол», «Я – депутат» - представления программ различных партий к выборам в Думу, «Составь: «Программу мира», «Программу ликвидации негативных последствий НТР в нашем крае».

При повторении темы предлагаю составление рецензии на ответ или такую форму опроса:

  1. Все – все

Группа учащихся в форме развернутого плана излагает тему домашнего задания

  1. Экзаменатор

Эта группа отвечает на вопросы учителя на основе материала краеведения

  1. Поиск

Эта группа работает по учебнику, составляет план

   С 1991 года мои ученики занимают призовые места по краеведению, истории и обществознанию. Так призером Всероссийской олимпиады по истории в 2003 г. был П.Чунжин, учащийся 11 класса, сейчас студент исторического факультета Уральского университета. А в 2002 г. С.Черных участвовал в IV научно-практической областной конференции с рефератом «Название улиц как исторический источник» в г. Перми, где его работа оценена дипломом. Он  работал в архивах города, с газетой «Чусовской рабочий», беседовал с краеведами, встречался с архитекторами Останиной Г.В. и Небогатиковой Е.Г. С рефератом Сергей выступил перед учащимися старших классов. Ученики школы впервые узнали, что в маленьком заводском городке 196 улиц и переулков. Особенность названий улиц в том, что в них отражена вся история страны.

   Общение в процессе работы позволяет приобщить детей к истории малой Родины,     а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы. Так, участник многих конференций Александр Вавилин в отзыве о них пишет: «Мне нравилось не только как мы выступали. А сам дух, атмосфера конференций».

   Большим краеведческим материалом для преподавания истории располагают  школьные музеи. Например, в музее средней образовательной школы № 6 г. Чусового до 1 сентября 2007 г. было 10 витрин и 10 стендов, более 800 экспонатов, которые рассказывали об истории края, города, завода и школы. Экспонаты собраны учителями, учениками, их родителями. Часть экспонатов в 2007 г. была передана корпоративному музею Чусовского металлургического завода.

  Одна из тем музейной экспозиции - «Школа – твой второй дом». В музее хранятся летопись со дня основания школы в 1965 г., Книга почета с именами медалистов, атрибуты школьной жизни разных времен, фотографии выпускников школы. Сбор материалов для музея - это кропотливая работа, которая объединяет коллектив школы

   В 1994 г. краеведы школы совершили поездку в Мурманск. В музее имеются экспонаты с мест боев Северного фронта.

   Материалы школьного музея широко используются учащимися не только на уроках истории. Например, на уроке литературы учителя Драничниковой Л.А.  шестиклассники  писали сочинение «Мы в музее». Их интерес проявлялся не только к разделам музея и его истории, к тому,  как обрабатываются, хранятся, маркируются и записываются в инвентарной книге все предметы и документы, лицензия музея, книга отзывов, история его создания.

   На базе музея в 2001 г. работал летний областной профильный лагерь, в 2003 г. - лагерь особо одаренных детей.

   В школьном музее собраны материалы по разной тематике: «История края», «История возникновения города и его будущее», «История школы», «Репрессии – Пермь 36», «Чусовой в годы войны», «Выпускники школы – кто вы?».

   Система соединения преподавания истории и краеведения складывалась многие годы. Первые навыки были приобретены при сборе материалов в походах по родному краю, по местам боевой славы. Оформлялись отчеты и альбомы о туристических слетах, акциях по ремонту памятников, павшим в годы гражданской и  Великой Отечественной войны, об экскурсиях в другие города.

   Краеведение дает не только дополнительные знания, но и понимание тех изменений, потрясений, которые происходят в политике, экономике, социальной жизни и культуре в масштабах планеты, а главное, является духовной опорой каждого человека в сложных жизненных ситуациях, дает понимание взаимосвязи гражданин – малая Родина – Россия.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 43-46.

МАУ "Чусовской  музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeum-chus@kult.permkrai.ru

также можно написать сотрудникам музея E-mail: muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск