Краеведение приближает учащихся к пониманию сегодняшних процессов, учит их исследовать, сопоставлять, а не только быть посторонним наблюдателем. При этом роль учителя состоит в том, чтобы помочь соединить в учащихся открытия с чувством святого отношения к малой Родине, к судьбам людей, живущих на этой земле. Сопричастность к открытиям и раздумьям позволяет школьникам сформировать социальное в себе.
При подготовке к уроку с элементами краеведения необходимо подобрать материал из первоисточников, прессы, обязательно посмотреть задания в учебнике, выработать систему проведения урока и контроль за знаниями.
При объяснении нового материала я пишу план урока на доске, по ходу урока делаю зарисовки, небольшие схемы, выписываю новые термины, учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях либо составляют план-конспект рассказа учителя. При подведении итога совместно формируем основные вопросы последующей самостоятельной деятельности учащихся.
В зависимости от учебного материала я планирую включение краеведческого материала в пресс-информацию о событиях в стране, крае, городе. Обсуждаем, спорим, аргументируем, доказываем. История мертва, если ее не подкрепить фактами, деталями, именами. Краеведческий материал рассматривается с историческими источниками в сопоставлении. Всякое же сопоставление предполагает критический анализ. Итогом становится повышение интереса к изучению истории страны и края; лучшее запоминание фактического материала; вера в разум человека и необходимость тех знаний, которые дает школа.
Используя краеведческий материал на уроках, я широко применяю различные формы работы – рассказ, чтение книги, лекция, сообщения учащегося, доклады, рефераты, исторические вечера, месячники истории, олимпиады, научно-практические конференции. Работаю с письменными и печатными источниками – внеклассное чтение по списку рекомендуемой литературы, периодическую печать, семейные архивы, встречи с участниками событий. Использую наглядный материал, иллюстрации, видеофильмы, дискеты, фото. Особенно привлекательны для школьников V-VII классов историческое лото, ребусы, кроссворды, «Поймай дату», «Кому принадлежат слова?»; для VIII-IX классов викторины «Знай свой край», «Угадай мелодию»; X-XI классов «Круглый стол», «Я – депутат» - представления программ различных партий к выборам в Думу, «Составь: «Программу мира», «Программу ликвидации негативных последствий НТР в нашем крае».
При повторении темы предлагаю составление рецензии на ответ или такую форму опроса:
Группа учащихся в форме развернутого плана излагает тему домашнего задания |
Эта группа отвечает на вопросы учителя на основе материала краеведения |
Эта группа работает по учебнику, составляет план |
С 1991 года мои ученики занимают призовые места по краеведению, истории и обществознанию. Так призером Всероссийской олимпиады по истории в
Общение в процессе работы позволяет приобщить детей к истории малой Родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы. Так, участник многих конференций Александр Вавилин в отзыве о них пишет: «Мне нравилось не только как мы выступали. А сам дух, атмосфера конференций».
Большим краеведческим материалом для преподавания истории располагают школьные музеи. Например, в музее средней образовательной школы №
Одна из тем музейной экспозиции - «Школа – твой второй дом». В музее хранятся летопись со дня основания школы в
В
Материалы школьного музея широко используются учащимися не только на уроках истории. Например, на уроке литературы учителя Драничниковой Л.А. шестиклассники писали сочинение «Мы в музее». Их интерес проявлялся не только к разделам музея и его истории, к тому, как обрабатываются, хранятся, маркируются и записываются в инвентарной книге все предметы и документы, лицензия музея, книга отзывов, история его создания.
На базе музея в
В школьном музее собраны материалы по разной тематике: «История края», «История возникновения города и его будущее», «История школы», «Репрессии – Пермь 36», «Чусовой в годы войны», «Выпускники школы – кто вы?».
Система соединения преподавания истории и краеведения складывалась многие годы. Первые навыки были приобретены при сборе материалов в походах по родному краю, по местам боевой славы. Оформлялись отчеты и альбомы о туристических слетах, акциях по ремонту памятников, павшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны, об экскурсиях в другие города.
Краеведение дает не только дополнительные знания, но и понимание тех изменений, потрясений, которые происходят в политике, экономике, социальной жизни и культуре в масштабах планеты, а главное, является духовной опорой каждого человека в сложных жизненных ситуациях, дает понимание взаимосвязи гражданин – малая Родина – Россия.
Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 43-46.