6. МУЗЕЙ НЕ РОСКОШЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

Печать

г. "Чусовской рабочий" №136 от 14 июля 1978 г.

Только нынче мне пришлось побывать в народном музее г.Чусового. То, что я увидел, поразило мое воображение. Какой богатый, исторически ценный в нем собран материал. Здесь стоянка древнего поселения людей, их быт, орудия труда и украшения, чучела наиболее распространенных птиц, искуссно выполненные умелыми руками учащихся школы №11.

В музее есть материалы из истории возникновения металлургического завода, его революционного прошлого. Отражены гражданская и Великая Отечественная война, настоящий период. Еще до конца не закончено оформление действующих макетов основных производств завода.

Авторитет музея растет. Его уже посетило более шести тысяч человек. и поток людей продолжает расти. Большую ценность музей представляет для науки, исследователей нашей страны. Пользуются его ценным материалом лекторы и учителя, рабочие и студенты. Например, использовали материалы музея студенты-дипломники пермских вузов Н.В.Иванюта, М.А.Воспельникова, Г.Окунева и другие.

Заинтересовались работами детей школы №11 начальник Камской археологической экспедиции В.А.Оборин и институт археологии академии наук СССР, руководимый доктором исторических наук О.Н.Бабер. При этом и здесь самое активное участие приняли следопыты средней школы №11 со своим любимым учителем рисования и черчения И.В.Звегинцевым. 

Народный музей превратился в необходимость и стал неразрывно целым с развитием Чусовского района, металлургического завода и других предприятий города. Но музей в таком виде, в каком он сейчас существует. не отвечает эстетическому воспитанию молодого поколения. Народный музей должен иметь красивое оформление, торжественность и наглядность, величие и достоинство исторического прошлого и настоящего. Входишь в музей и уныло тебя встречают голые стены и единственное зеркало прихожей комнаты. А как хотелось бы увидеть хорошее оформление действующего, богато иллюстративного в цветах макета карты Чусовского района со стендами растительного и животного мира, богатствами природных ресурсов.

Нет здесь фотографий и даже списка тех первых следопытов средней школы №11, благодаря которым и создан музей. А сколько времени, усилий и напряженного труда вложено в создание музея большим любителем и знатоком природы И.В.Звегинцевым. Это он сумел найти подход к 60 детям, вовлечь их в краеведческую работу и впервые в городе в 1957 году организовать единственный в Чусовом школьный музей, впоследствии ставший гордостью школы №11.

А ведь юные следопыты совершили поистине подвиги в раскопках древней стоянки человека. Вот они эти наиболее активные следопыты: братья Леня и Боря Калегины, Ваня Кононов, Леня Веревка, Коля Сподин, Леня Переславский, Володя Некрасов, Витя Катков и другие. Теперь уже это не дети, а взрослые, работают в различных производствах нашей страны и как будет им приятно посетить музей и увидеть в бывших мальчонках и девчонках себя.

Много в музее различных ценных материалов, вещей и других экспонатов. Но в размещении их нет пока порядка: не указаны историческое прошлое, время и место находки и кто является их автором, а имеющиеся надписи сделаны небрежно. 

Недостаточно иллюстрирована история вознкновения города Чусового и металлургического завода, как наиболее крупного в районе, а в других поселках и предприятиях сейчас не сказано ни слова. А как хотелось бы видеть какую и куда отправлял в прошлом и отправляет теперь свою продукцию завод, историю его развития, его хороших людей труда и рационализаторов. При этом желательно отразить революционную борьбу трудящихся в период революции и гражданской войны, вклад чусовлян в разгром фашисткой Германии, в послевоенное восстановление народного хозяйства страны.

Над музеем должен взять шефство комсомол. Много дел здесь и для пионерии. В музее есть истории замечательных людей, которые не жалели себя для общей победы над врагами. Но их деятельность, некоторые события еще до конца и полно не изучены.

Вот перед нами простая крестьянка из деревни Кучино А.М.Махнутина, создавшая во время войны знаменитую "старушечью" бригаду. Какова ее судьба, что она дала фронту? Об этом ничего неизвестно. 

Неполный материал собран о братьях Козловых, о бронепоезде "Чусовской рабочий" и о ряде других неизвестных еще людях и экспонатах. И видимо есть необходимость навести порядок в этом очень важном деле. На революционных боевых и трудовых традициях советского народа музй должен воспитывать молодое поколение. 

Л.Пивоваркин