Современная художественная фотография была представлена циклом «Жизнь города насекомых» Владимира Николаевича Маслянка. Снимки привлекают своим художественным мастерством - форматом, насыщенным колоритом, необычным ракурсом и перспективой. Главный врач ЦГСЭН станции Чусовская, директор ГОУК «Литературный музей В.П.Астафьева» более 30 лет занимается фотографией. На выставке представлены также некоторые фотоаппараты из коллекции Владимира Николаевича.
На выставке можно было познакомиться с работами корифея фоторепортажа Анатолия Андреевича Грахова (1924), который более тридцати лет представлял Свердловскую область в фотохронике ТАСС, рассказывая миру о достижениях, красоте и великодушии народа России.
Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда Парижская академия наук заслушала сообщение об открытии Л.Ж. Дагерра.
Фотография (фото – свет, граф – рисую, пишу – греч) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком.
Первый долговременный фотоснимок на оловянно-свинцовой табличке с химикатами получил в 1826 г. Ж. Ньепс. Художник Л.Ж.Дагерр в 1837 г. открыл более надёжный способ проявления на чувствительной к свету серебряной пластинке, получившей название дагерротипа. Англичанин В. Тальбот тогда же изобрел негатив. Первое устройство с помощью которого художник точно срисовывал пейзажи и натюрморты – камера-обскура представляла собой деревянный ящик с увеличительным стеклом в одной из стенок. Очень скоро фотоаппарат обзавелся «гармошкой» и откидывающейся передней стенкой. Гармошка позволяла громоздкому фотоаппарату складываться и перемещать линзу для наводки резкости.
В России первая фотостудия была открыта в Петербурге, а первый фотоаппарат изготовлен изобретателем А. Ф. Грековым в 1840 г. В губернском городе Перми в 1861 г. числился свой профессиональный фотограф.
-
Первые фотографии были черно-белыми. Фотосъемка проходила в залитых естественным светом стеклянных павильонах. Выдержка составляла несколько минут. Это время нужно было хранить абсолютную неподвижность и фотопавильоны оснащались специальными ростометрами и держателями для шеи. Фотографы работали на выход по заявкам. Фотокамера, мощный штатив, стеклянные пластинки – общий вес этого оборудования исчислялся десятками пудов.
В 19-начале 20 вв. заказчики получали фотографии, наклеенные на паспарту из бристольского картона с золотым тиснением. Их заказывали в литографиях Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы. Паспарту были своеобразной рекламой. На них обязательно присутствовали имя владельца фотографии, название, адрес, изображение фотоателье, фотоаппаратов, наград с выставок.
Фотографии 19 - первой четверти 20 вв. отличает четкость изображения, хорошее качество и то, что они сохранили для нас имена своих создателей. Интересны портреты пермских фотографов В.А.Парамонова и Н.А.Бурденкова. Их фотоателье располагались в доме Будрина по Широкому переулку и на Сибирской в доме Масленникова против Благородного собрания. В Лысьвенском заводе имелась фотография А.А. Каменского.
Безымянными остались фотографии 1940-х-1950-х гг. Однако их не спутаешь с другими, им присущ особый стиль и колорит. В 1960-1970 годы в Чусовских газетах печатались снимки В.Швалева, В. Ревякина, В. Армишева, В. Хорошавцева. Интересны портреты чусовлян, выполненные горнозаводским фотографом В.С.Федотовым.
В 1950-е начинает распространяться цветная фотография. Однако ее история восходит к началу 20 в. Родоначальник цветной фотографии в России Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944), русский ученый, химик, посвятивший свою жизнь развитию фотографии. В 1909 г. он получил патент на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1909-1912 гг. путешествовал по промышленной части Урала, Камско-Тобольскому водному пути и Оке и запечатлел экономическую жизнь империи во всем ее разнообразии. На его цветных фотографиях мы видим промывку бурого железняка, накатку дров для обжига руд, мосты, баржи, населенные пункты - Чусовской и Кыновской завод, села Вилижну и Куликово, Храм Рождества Христова в Верхних Чусовских городках. Снимки запечатлели красоты чусовских берегов – камни-бойцы Шайтан, Омутной, Курочка, Красный, а также самого фотографа и членов его рабочей группы на ночном привале. Эти фотографии были представлены на выставке «Чудеса фотографии» в библиотеке Конгресса США после их компьютерной реставрации. Фотоматериалы Прокудина-Горского библиотека закупила у родственников в 1948 г.