Он автор более двух тысяч работ, многие из которых хранятся в музеях, картинных галереях и частных коллекциях России и зарубежья – Германии, Канаде, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, Японии.
С
А. Г. Гнетов родился
Художник живет и работает в небольшом рабочем городе, где духовные традиции не глубоки, интеллигенция не многочисленна и представлена в основном учительством, где всякий раз нужно быть новым, чтобы удивлять и привлекать тех, с кем ты хорошо знаком. Почти постоянно выставки А.Г. Гнетова работают в учреждениях и на предприятиях города – центре художественного творчества, детских садах, банках, прокуратуре, в здании заводоуправления металлургического завода. Художник не боится показывать все свои работы зрителю, даже если тот не готов к их восприятию. Он делает все от него возможное, чтобы развить и сформировать вкус и понимание серьезного искусства у рядовых граждан. Он убежден, что чем чаще зритель бывает на выставках, тем доступнее ему становится понимание искусства, тем полнее эстетическое удовольствие от соприкосновения с творчеством профессионалов.
Творчество А. Г. Гнетова многогранно и многопланово. Художник в постоянном поиске, постоянно меняется. Он продолжает и совершенствует нижнетагильскую школу живописи. При этом ищет свой живописный язык, свою красочную палитру. Творческая манера и видение мира художника первоначально ошеломляют. В его пейзажах потоки света, перекличка красок и тонов, восторг перед миром природы.
Он тщательно работает над композицией своих произведений. Пробует разные материалы – гуашь, акварель, масло, акрил, темперу, холст, бумагу, оргалит. Для него важно не только сочетание красок, но и их плотность, структура, характер мазка. Его манера письма грубым мазком мужественная, энергичная, узнаваема и в пейзаже, и в портрете, и в композиции. Его картины на стене не воспринимаются как плоскость на плоскости. Это окно в прекрасный и загадочный мир, куда можно проникнуть силой мысли и искреннего чувства. В его работах всегда присутствует личность художника, с его размышлениями о смысле жизни, красоте и совершенстве. Все, что происходит с автором в реальной жизни, находит свое философское осмысление и выражение в его работах, трансформируясь в темы, образы, цветовую гамму.
Одно из направлений творчества художника – авангардная живопись. Уже в своей дипломной работе А.Г.Гнетов отходит от реалистической манеры письма. Обычно он создает цикл картин, объединенных общей идеей: «Мир иллюзий» (1994), «Связь с космосом» (1984), «Шахматы» (1996). Он размышляет о путях развития человечества в картинах «Возрождение», «Реставрация», «Урбанизация». Около 20 модернистских работ художника было представлено в музее на его персональной выставке «Мир иллюзий». В этом же стиле выполнен и квадраптих «Земля Суздальская» (2006), приобретенный в музейную коллекцию.
Многие работы Александра Гнетова написаны на пленэре. С них на нас смотрит родная природа, дорогие, знакомые и близкие чусовлянам пейзажи. Мы узнаем Больничную гору, в просторечии «больничку», дорогу на Такманаиху, мост с автобусом «пятеркой», Подъеловики, тополя на городском пляже, любимом месте отдыха горожан. На его картинах несут свои воды реки Чусовая и Вильва, Лысьва и Черная, Койва и Кама. Вода, то тяжелая и холодная, то теплая и серебристая, то сияющая разноцветьем осеннего леса, то переполненная горами облаков в его работах «Вечер на Каме» (2001), «Разлив на реке Черной» (2001), «Золотой день на Чусовой» (2001), «Койва перед грозой» (2000-2001), «Камские ритмы» (2001), «Август на Каме» (2001). Работы пронизаны удивительно радостным и праздничным настроением. К картинам А. Г. Гнетова как нельзя лучше подходят строки Бориса Пастернака, отметившего, что со всего окружающего
Рука художника смывает грязь и пыль,
Преображённей из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
С этими работами художника чусовлян знакомила выставка «Очарованье русского пейзажа».
Начиная с
В 2005, 2006 гг. он посетил знаменитый Суздаль. Итогом стали циклы городских пейзажей и композиций, запечатлевших древние памятники архитектуры глазами человека третьего тысячелетия. В работах «Суздальская окраина», «Золотой Суздаль», «Суздаль в грозу», «Суздаль из глубины веков», «Ветряк из Суздаля», квадраптихе «Земля суздальская» город предстает полный света, красок и жизненной энергии. Нет усталости тысячелетий. И в грозу, омытый дождем, и в красном вечернем закате Суздаль современен и устремлен в будущее.
Художник А.Г.Гнетов разносторонне богатая творческая личность. Он увлекается туризмом, восточной философией, практикует различные оздоровительные системы. С
А. Г. Гнетов пробует себя в дизайнерской работе. Гости и жители города имеют возможность приятно провести время в кафе «Скверик» и ресторане «Эрмитаж», где есть его росписи.
Ежегодно А. Г. Гнетов участвует в строительстве зимнего городка, излюбленного места прогулок и развлечений горожан в зимние праздники. Скульптурные композиции из снега и льда, выполненные по его эскизам, радуют детей и взрослых своей новизной и оригинальностью.
Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 1. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 108-112.