Школьный музей в современном образовательном пространстве

    Например, когда я возглавила школьный музей в 1997 году, выяснилось, что материалов о прошлом  посёлка с пятитысячным населением нет нигде, даже в архиве города Чусового! Вот тогда-то и началась самая настоящая краеведческая работа.  Более сотни учащихся школы включились в поисковые мероприятия. Опрашивались сотни земляков, на дому посещали старейших жителей поселка Лямино, давались объявления в газеты, рассылались письма выпускникам Ляминской школы в разные уголки страны.

    Завязалась переписка с Героем Советского Союза Геннадием Николаевичем Зайцевым, выпускником нашей школы 1948 г., одним из первых командиров легендарной «Альфы», с которым впоследствии мы очень подружились. Геннадий Николаевич стал частым гостем в нашей школе. Мы  познакомились с выпускниками школы, кандидатами и докторами наук, заслуженными шахтерами, артистами и врачами, педагогами и строителями. Все они посылали в школьный музей свои воспоминания и подлинные документы по истории поселка и школы.

    Результатом проведенной работы явилась встреча выпускников 1955 года, «золотой юбилей» выпуска! Со всех уголков России съехались наши выпускники, чтобы вновь с замирающим сердцем войти в родную школу. Многие привезли бесценные фотографии, которые стали впоследствии основой  экспозиции по истории школы.

    Основательные изыскания велись и в направлении «Никто не забыт, ничто не забыто». Собраны сведения более чем о шестистах участниках Великой Отечественной войны,   которые в разные годы проживали в нашем поселке, об их боевых подвигах, об их семьях. Сейчас эти материалы активно используются в учебном процессе,   на классных часах, на музейных занятиях, в  различных тематических мероприятиях, причем как на школьном, так и на районном уровне.

    В нашей школе краеведы старшей группы 13-16 лет, выходят в классы для проведения демонстрационной работы  на уроке. Например, на уроках истории демонстрируются предметы быта наших предков, орудия ремесла, посуда, одежда, обувь, предметы мебели. Юные экскурсоводы объясняют учащимся назначение,  способы пользования предметами, вспоминают обычаи, пословицы и поговорки, связанные с этим предметом. Таким образом,  ученик приобретает комплексное представление о предмете, о времени или эпохе, с ним связанной. Такой метод является основным при работе в младшем и среднем звене, а также в классах коррекционного обучения, которые есть в нашей школе.

   Школьный музей сам по себе является современным «наглядным  пособием», он обладает огромным обучающим потенциалом в плане документального материала, собранного краеведами разных поколений. Основываясь на документальной базе музея, учащиеся занимаются научно – исследовательской деятельностью.

    Так, например, в 2004 году краеведом Анной Механошиной была написана  работа «С чего начинается Родина…» по истории поселка Лямино, которая получила 3 место на конкурсе исследовательских работ учащихся «Отечество», а также была отмечена на всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Россия. ХХ век». Полученные сертификаты участника и благодарность областного и российского уровня  были зачтены при поступлении выпускницы  в ВУЗ  г. Перми.

    Материалы из фондов школьного музея активно используются как учащимися и учителями  школы, так и ее выпускниками. За последний год выпускники школы провели несколько детальных исследований творчества местных писателей и художников, результатами которой явилось написание научно – исследовательских работ «Души вдохновенной дары» о художнике А.В. Армишеве, «Отчего дрогнет сердце»,  об истории речки Лысьвы, притока Чусовой. Несколько работ были представлены на конкурсах исследовательских работ в городах  Чусовом и Перми.

   Материалы фондов постоянно и целенаправленно изучаются краеведами. На основе полученных данных формируются новые направления поиска. Например, совсем недавно мы начали работу по поиску захоронений участников Великой Отечественной войны на местном кладбище. Поскольку, семьи некоторых участников войны уже не проживают на территории поселка, и ухаживать за могилками некому, общество краеведов «Родничок» решило взять эту заботу на себя.

    Вся сеть школьных музеев города Чусового   тесно связана между собой. Центром детского творчества «Юность» осуществляется  руководство  музеями школ. Руководители музеев встречаются на методических и организационных семинарах, проводят совместные мероприятия, научно-практические конференции активов школьных музеев.  Координирует эту работу руководитель отдела туризма и краеведения при ЦДТ «Юность», энтузиаст - краевед Владимир Николаевич Стариченко.

   Совместными усилиями  наше музейное сообщество выпускает журнал «Чусовской краевед», начиная с 1991 года. В уникальном издании, первые номера которого напечатаны еще на машинке, и которых сейчас в Чусовом не сыщешь, собраны бесценные сведения об истории малой родины, предприятий, учреждений, храмов, памятников, о судьбах знаменитых земляков, о событиях чусовской старины. В создании этого уникального журнала участвуют  краеведы всего района, как взрослые, так и дети.

?Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 49-52.

МАУ "Чусовской  музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeum-chus@kult.permkrai.ru

также можно написать сотрудникам музея E-mail: muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск