Суксун как заводское поселение в конце XIX – начале ХХ веков.


     Поселение из урочища постепенно переросло в Суксун-завод,  который  за-селялся мастеровыми и рабочими, приехавшими с разных мест России: Нижний Новгород, Тула, Невьянские и Нижнетагильские заводы.
Дома  заводских людей первоначально располагались в самом центре -  во-круг завода и по берегам пруда. Мастерство суксунских умельцев передавалось из поколения в поколение.  Потомки литейщиков Ерофеевых, кузнецов Мочалиных, мастеровых Утемовых, Помыткиных до сих пор проживают в районе.
     В конце  19 в.  Суксун  имел статус завода и входил в Красноуфимский уезд Пермской губернии, который  до 1917 г.  был разделен на 45 волостей.  Числен-ность населения составляла более 4 тыс. человек. Суксунская волость состояла из двух населенных пунктов: завода Суксун и деревни Юркана. Главными дорогами на этой территории были Сибирский тракт и водный путь по Сылве.  
Власть в поселении   представляли  земское начальство, волостной староста, урядник и стражники. Имелись здание волостного правления, арестное помеще-ние. Пожарная дружина подчинялась волостному правлению.
     Население Суксуна состояло в основном из мастеровых, государственных крестьян, а также здесь проживали приезжие купцы и мещане: Рожновы, Козьми-ных, Мамонтовы.   С давних времен селились в этих местах  старообрядцы и бег-лые казаки, которых бывало, укрывали при своих заводах Демидовы. А в послед-ствии  появились потомки ссыльных поляков, немцы, которые служили при
Суксунском заводе.
В центре поселения имелись две православных церкви. Первая - деревянная кладбищенская Петро-Павловская (1796 г.) и вторая - каменная Вознесенская (1850 г.). Обе эти церкви были построены   Демидовыми.     До революции в обя-занности церквей входило ведение церковных метрических книг. Регистрация  ак-тов гражданского состояния велась при Вознесенской церкви. В Петро-Павловской служились панихиды по усопшим, совершались отпевания. За церковью на горе располагалось старинное заводское кладбище.
     За годы действия Вознесенской церкви (1850-1931гг.) в ней прослужило бо-лее 20 священников. В метрических книгах имеются интересные записи: о браке православных христиан с христианами римско-католического вероисповедания, о крещении евреев -  30 мальчиков-кантонистов Пермского батальона...  При креще-нии, венчании упоминаются фамилии известных деятелей   горнозаводской про-мышленности - М.И. Фелькнера, И.А. Соважа,  Яновского.     Особо почитае-мыми религиозными праздниками в заводе считались престольные праздники Воз-несенье и Петров день. Два раза в год в заводе устраивались большие ярмарки - Петро-Павловская (12 июля н.с.) и Екатерининская (7декабря н.с.). Базарная пло-щадь располагалась около Вознесенской церкви, вокруг которой были устроены каменные торговые ряды.
      Потомки Демидовых не смогли удержать в порядке заводское производство.  Суксунские заводы переходят  в разное управление -  Товарищества, казны.   В 1893 г. бывшие   демидовские заводы Суксунского Горного округа были поделены и проданы. Суксунский, Тисовский и Молебский заводы приобрел Иван Григорь-вич Каменский, известный как политический деятель, меценат, благотворитель и крупный промышленник.  Ему принадлежали несколько предприятий и пароход-ство на реке Каме и лесные дачи, находящиеся в окрестностях Суксуна.  
Каменский ввел ряд преобразований на заводах, находившихся  в упадке,  заменил старую плотину Суксунского завода. Но все заводское производство зави-село не только от вложенных капиталов, но и от рудных мест, которые в близкой округе были достаточно истощены. В итоге перед революцией 1917г. Суксунский завод Каменского сдавался в аренду.
К концу XIX в. здесь успешно развивались кустарные промыслы - кружев-ной, медноиздельный, кузнечный, кирпичный,   ремесла - токарное, столярное, ле-сопильное, пимокатное, шляпное, кровельное...  Имелись 33 торговые лавки.  
По 40 наёмных рабочих имели фабриканты-самоварники Панфилов и По-мыткин. Население, бывало,  уходило и на золотые  прииски в другие заводы.  Особым, необычным промыслом занимались женщины - они ткали кружева на кроснах. Образцы такого кружева  сохранились в нескольких экземплярах.
    Суксун в конце 19 века выглядел более цивилизованно в сравнении с окрест-ными населенными пунктами. Жители, считавшие себя заводчанами, старались одеваться на городской манер, выписывать газеты и журналы «Нива», «Биржевые ведомости», «Огонек»…
    В поселении имелось почтово-телеграфное отделение, действовала библио-тека. Население имело возможность получать образование. Имелись добротное здание  двухклассного училища, построенного на средства И.Г.Каменского, блю-стителем которого он являлся, несколько начальных школ, которые находились при частных домах, а также женское училище, где девушки помимо основных за-нятий обучались ткачеству. Попечительницей женского училища была Л.Н. Ка-менская.
Постепенно росли новые дома и постройки, в основном деревянные.     Зажи-точные люди, купцы строили двухэтажные  кирпичные и полукирпичные дома.   Первая застройка проходила по улицам  Большая (Первомайская),  Средняя (Лени-на), Петро-Павловская (Свердлова), Садовая (Петропавловская), Вознесенская (Карла Маркса). Именно эта часть застройки относится к 18-19 вв. Но самой кра-сивой постройкой в Суксуне в начале ХХ века был дом   заводчика Каменского в форме средневекового замка, перестроенный в стиле «модерн» на  основе бывшего демидовского дома управляющего.  
    В этом доме у владельцев были размещены коллекция картин русских и за-рубежных художников, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотека с книгами на разных языках. Дом имел богатый внутренний интерьер с множест-вом настенных росписей-орнаментов. Каменские приезжали на дачу лишь на лето. В остальное время здесь жил управляющий А.Н. Ильин - шурин И.Г. Каменского.
    Старинный демидовский парк, выходящий на заводской пруд, был подсажен, вновь разбиты клумбы, построены беседки и диваны. В саду была оранжерея, где росли фрукты и ягоды. В доме была химическая лаборатория И.Г. Каменского, ко-торый, будучи доктором химии, не расставался со своим занятием.
    У местного населения надолго сохранились воспоминания о Каменских как о добрых господах, которые к каждому празднику выдавали народу «подарки» в ви-де продуктов питания. Они помогали бедным, по мере возможностей,  жена Ка-менского  Лидия Николаевна была крестной матерью у многих суксунских детей.
     Обывательские дома, храмы, парки над прудом и заводская промышленная территория составляли красивейший ансамбль архитектурных сооружений конца XIX -  нач. XX вв.
Завод Суксун связан с именем замечательного врача, исследователя  А.П. Щербакова, который в 1866 г. на базе местных целебных минеральных источников на свои средства открыл частное медицинское заведение.  Именно Щербаков  впервые  обнаружил в 1865 г.  в Суксунском пруду сероводородные грязи, иссле-довал их, а также исследовал ряд источников с железистой и соляной водой, нахо-дящихся не далеко от завода.   Здание лечебницы арендовалось у завода и находи-лось в сосновом бору. Способы лечения были самые передовые: питье кумыса и минеральной воды, применение аппарата сжатого воздуха, электрические ванны. При курорте имелись библиотека и площадки для отдыха. Эта лечебница после ранней смерти Щербакова была продана поляку, доктору Л. Окинчицу.
    Помимо частной лечебницы  в заводе была больница на 25 коек и 1 аптека. Прием больных вел один врач и четыре лекарских ученика. Кроме того,  в штате числились два ветеринарных ученика.
Культурная жизнь развивалась в начале XX в. под влиянием местной интел-лигенции и заводчика Каменского.  Интересным мероприятием в то время был по-каз «туманных картинок», который проходил по инициативе школы и сопровож-дался декламацией учащихся.  В это время появляются любительские школьные спектакли. Учитель арифметики А. Бухвалов, окончивший певческие курсы, созда-ет школьный хор при  двухклассном училище.
     Рабочая молодежь  проводила свободное время  на вечеринках. Но еще в ту пору между суксунскими парнями существовала вражда. Молодые холостяки раз-делялись по зонам проживания на два враждебных лагеря. «Киршинцы» (жители улицы Киршина) и «глинцы» (жители улицы Нижние и Верхние Глинки) постоян-но сходились с «горинцами» (жителями северной горы). Часто происходили пья-ные драки.   Но, не смотря на это, население было религиозным, греха боялись.  В метрических книгах  редко встречаются записи о незаконнорожденных детях.  
Пьянство частенько сопровождало суксунских жителей. Но те, кто пил, жили бедно. События 1914 года резко повлияли на нравственно-религиозное состояние жителей. В Суксуне последовало запрещение спиртных напитков. Народ перестал пить. Исчез пьяный разгул и нищета. Увеличился спрос на газеты и журналы.
Проводились молебны о даровании победы русскому воинству.  
     В волостном правлении заседали представители временного правительства. Многие жители приветствовали буржуазный переворот и обещанные демократи-ческие свободы. В Суксуне начинают заявлять о себе разные партии анархисты, кадеты, эсеры, большевики. Неграмотное население воспринимало слово «больше-вик» по-своему. Где больше - там и мы, говорили неискушенные в политике рабо-чие.
Наступал новый период в жизни Суксуна. Новая эпоха без Бога и царя. По-степенно пришла другая власть, именуемая советской.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 1. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 53-57.

МАУ "Чусовской  музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeum-chus@kult.permkrai.ru

также можно написать сотрудникам музея E-mail: muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск