Поселение из урочища постепенно переросло в Суксун-завод, который за-селялся мастеровыми и рабочими, приехавшими с разных мест России: Нижний Новгород, Тула, Невьянские и Нижнетагильские заводы.
Дома заводских людей первоначально располагались в самом центре - во-круг завода и по берегам пруда. Мастерство суксунских умельцев передавалось из поколения в поколение. Потомки литейщиков Ерофеевых, кузнецов Мочалиных, мастеровых Утемовых, Помыткиных до сих пор проживают в районе.
В конце 19 в. Суксун имел статус завода и входил в Красноуфимский уезд Пермской губернии, который до 1917 г. был разделен на 45 волостей. Числен-ность населения составляла более 4 тыс. человек. Суксунская волость состояла из двух населенных пунктов: завода Суксун и деревни Юркана. Главными дорогами на этой территории были Сибирский тракт и водный путь по Сылве.
Власть в поселении представляли земское начальство, волостной староста, урядник и стражники. Имелись здание волостного правления, арестное помеще-ние. Пожарная дружина подчинялась волостному правлению.
Население Суксуна состояло в основном из мастеровых, государственных крестьян, а также здесь проживали приезжие купцы и мещане: Рожновы, Козьми-ных, Мамонтовы. С давних времен селились в этих местах старообрядцы и бег-лые казаки, которых бывало, укрывали при своих заводах Демидовы. А в послед-ствии появились потомки ссыльных поляков, немцы, которые служили при
Суксунском заводе.
В центре поселения имелись две православных церкви. Первая - деревянная кладбищенская Петро-Павловская (1796 г.) и вторая - каменная Вознесенская (1850 г.). Обе эти церкви были построены Демидовыми. До революции в обя-занности церквей входило ведение церковных метрических книг. Регистрация ак-тов гражданского состояния велась при Вознесенской церкви. В Петро-Павловской служились панихиды по усопшим, совершались отпевания. За церковью на горе располагалось старинное заводское кладбище.
За годы действия Вознесенской церкви (1850-1931гг.) в ней прослужило бо-лее 20 священников. В метрических книгах имеются интересные записи: о браке православных христиан с христианами римско-католического вероисповедания, о крещении евреев - 30 мальчиков-кантонистов Пермского батальона... При креще-нии, венчании упоминаются фамилии известных деятелей горнозаводской про-мышленности - М.И. Фелькнера, И.А. Соважа, Яновского. Особо почитае-мыми религиозными праздниками в заводе считались престольные праздники Воз-несенье и Петров день. Два раза в год в заводе устраивались большие ярмарки - Петро-Павловская (12 июля н.с.) и Екатерининская (7декабря н.с.). Базарная пло-щадь располагалась около Вознесенской церкви, вокруг которой были устроены каменные торговые ряды.
Потомки Демидовых не смогли удержать в порядке заводское производство. Суксунские заводы переходят в разное управление - Товарищества, казны. В 1893 г. бывшие демидовские заводы Суксунского Горного округа были поделены и проданы. Суксунский, Тисовский и Молебский заводы приобрел Иван Григорь-вич Каменский, известный как политический деятель, меценат, благотворитель и крупный промышленник. Ему принадлежали несколько предприятий и пароход-ство на реке Каме и лесные дачи, находящиеся в окрестностях Суксуна.
Каменский ввел ряд преобразований на заводах, находившихся в упадке, заменил старую плотину Суксунского завода. Но все заводское производство зави-село не только от вложенных капиталов, но и от рудных мест, которые в близкой округе были достаточно истощены. В итоге перед революцией 1917г. Суксунский завод Каменского сдавался в аренду.
К концу XIX в. здесь успешно развивались кустарные промыслы - кружев-ной, медноиздельный, кузнечный, кирпичный, ремесла - токарное, столярное, ле-сопильное, пимокатное, шляпное, кровельное... Имелись 33 торговые лавки.
По 40 наёмных рабочих имели фабриканты-самоварники Панфилов и По-мыткин. Население, бывало, уходило и на золотые прииски в другие заводы. Особым, необычным промыслом занимались женщины - они ткали кружева на кроснах. Образцы такого кружева сохранились в нескольких экземплярах.
Суксун в конце 19 века выглядел более цивилизованно в сравнении с окрест-ными населенными пунктами. Жители, считавшие себя заводчанами, старались одеваться на городской манер, выписывать газеты и журналы «Нива», «Биржевые ведомости», «Огонек»…
В поселении имелось почтово-телеграфное отделение, действовала библио-тека. Население имело возможность получать образование. Имелись добротное здание двухклассного училища, построенного на средства И.Г.Каменского, блю-стителем которого он являлся, несколько начальных школ, которые находились при частных домах, а также женское училище, где девушки помимо основных за-нятий обучались ткачеству. Попечительницей женского училища была Л.Н. Ка-менская.
Постепенно росли новые дома и постройки, в основном деревянные. Зажи-точные люди, купцы строили двухэтажные кирпичные и полукирпичные дома. Первая застройка проходила по улицам Большая (Первомайская), Средняя (Лени-на), Петро-Павловская (Свердлова), Садовая (Петропавловская), Вознесенская (Карла Маркса). Именно эта часть застройки относится к 18-19 вв. Но самой кра-сивой постройкой в Суксуне в начале ХХ века был дом заводчика Каменского в форме средневекового замка, перестроенный в стиле «модерн» на основе бывшего демидовского дома управляющего.
В этом доме у владельцев были размещены коллекция картин русских и за-рубежных художников, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотека с книгами на разных языках. Дом имел богатый внутренний интерьер с множест-вом настенных росписей-орнаментов. Каменские приезжали на дачу лишь на лето. В остальное время здесь жил управляющий А.Н. Ильин - шурин И.Г. Каменского.
Старинный демидовский парк, выходящий на заводской пруд, был подсажен, вновь разбиты клумбы, построены беседки и диваны. В саду была оранжерея, где росли фрукты и ягоды. В доме была химическая лаборатория И.Г. Каменского, ко-торый, будучи доктором химии, не расставался со своим занятием.
У местного населения надолго сохранились воспоминания о Каменских как о добрых господах, которые к каждому празднику выдавали народу «подарки» в ви-де продуктов питания. Они помогали бедным, по мере возможностей, жена Ка-менского Лидия Николаевна была крестной матерью у многих суксунских детей.
Обывательские дома, храмы, парки над прудом и заводская промышленная территория составляли красивейший ансамбль архитектурных сооружений конца XIX - нач. XX вв.
Завод Суксун связан с именем замечательного врача, исследователя А.П. Щербакова, который в 1866 г. на базе местных целебных минеральных источников на свои средства открыл частное медицинское заведение. Именно Щербаков впервые обнаружил в 1865 г. в Суксунском пруду сероводородные грязи, иссле-довал их, а также исследовал ряд источников с железистой и соляной водой, нахо-дящихся не далеко от завода. Здание лечебницы арендовалось у завода и находи-лось в сосновом бору. Способы лечения были самые передовые: питье кумыса и минеральной воды, применение аппарата сжатого воздуха, электрические ванны. При курорте имелись библиотека и площадки для отдыха. Эта лечебница после ранней смерти Щербакова была продана поляку, доктору Л. Окинчицу.
Помимо частной лечебницы в заводе была больница на 25 коек и 1 аптека. Прием больных вел один врач и четыре лекарских ученика. Кроме того, в штате числились два ветеринарных ученика.
Культурная жизнь развивалась в начале XX в. под влиянием местной интел-лигенции и заводчика Каменского. Интересным мероприятием в то время был по-каз «туманных картинок», который проходил по инициативе школы и сопровож-дался декламацией учащихся. В это время появляются любительские школьные спектакли. Учитель арифметики А. Бухвалов, окончивший певческие курсы, созда-ет школьный хор при двухклассном училище.
Рабочая молодежь проводила свободное время на вечеринках. Но еще в ту пору между суксунскими парнями существовала вражда. Молодые холостяки раз-делялись по зонам проживания на два враждебных лагеря. «Киршинцы» (жители улицы Киршина) и «глинцы» (жители улицы Нижние и Верхние Глинки) постоян-но сходились с «горинцами» (жителями северной горы). Часто происходили пья-ные драки. Но, не смотря на это, население было религиозным, греха боялись. В метрических книгах редко встречаются записи о незаконнорожденных детях.
Пьянство частенько сопровождало суксунских жителей. Но те, кто пил, жили бедно. События 1914 года резко повлияли на нравственно-религиозное состояние жителей. В Суксуне последовало запрещение спиртных напитков. Народ перестал пить. Исчез пьяный разгул и нищета. Увеличился спрос на газеты и журналы.
Проводились молебны о даровании победы русскому воинству.
В волостном правлении заседали представители временного правительства. Многие жители приветствовали буржуазный переворот и обещанные демократи-ческие свободы. В Суксуне начинают заявлять о себе разные партии анархисты, кадеты, эсеры, большевики. Неграмотное население воспринимало слово «больше-вик» по-своему. Где больше - там и мы, говорили неискушенные в политике рабо-чие.
Наступал новый период в жизни Суксуна. Новая эпоха без Бога и царя. По-степенно пришла другая власть, именуемая советской.
Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 1. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 53-57.