Потерянный храм

 

K8Z1FzqrAIw

 

До сих пор в топонимике Чусового сохранилось название Церковный тупик. Это место расположено не слишком далеко от здания Дома культуры железнодорожников. Считается, что место, где раньше стоял этот красивый деревянный храм, ныне обозначено памятным крестом. Его чусовляне могут видеть справа от ДКЖ. Однако православные активисты уверены – это место указано неверно, и храм находился в ином месте. Несколько лет они искали Ксениевскую церковь и нашли.

Историческая справка.

Ксениевская церковь в Чусово располагалась по ул. Фрунзе, 2. Построена в 1890 г. , была закрыта в 1928 году (по другим данным в 1930 году). Чтобы окончательно прекратить все притязания верующих на здание церкви, в 1948 г. ее передали на баланс Чусовского торга под овощной склад, порекомендовав снести верхнюю часть. Место ее расположения в городе до сих пор носит название: «Церковный тупик». В большинстве своем храмы строились на пожертвования прихожан и богатых меценатов. В сельской местности всем миром возводились деревянные храмы и часовни. Храм был местом красоты — именно там, среди прекрасных икон и фресок, находила приют и успокоение душа человека. Нередко здесь хранились особо чтимые иконы. После закрытия всех церквей в 1920—1930е гг.

С 1930 по 1953 год в Чусовом не действовал ни один храм. С 1953 года в частном доме по ул. Пашийской начала действовать Свято-Никольская церковь. Облазив всю улицу Фрунзе и прилегающие проулки, активисты наткнулись в одном из логов на остатки старинного фундамента из красного кирпича. Форма фундамента соответствует церковному. Известно, что православные храмы строились в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля и перепутать эту форму с очертаниями фундамента обычного дома практически невозможно. Чтобы окончательно унизить само место, где когда-то находился храм, при советской власти недалеко от него возвели уличный туалет. Восстановить старинный храм невозможно – место вокруг него давно заняли жилые дома, торговые базы, магазины. Отец Алексей, настоятель Спасо-Преображенского храма, обратился к главе Чусового Сергею Белову с предложением каким-то образом отметить месторасположение храма: - Забвение святых мест, забвение истории не проходит даром. Сейчас, когда город находится в сложном положении, особенно нужно напомнить себе о забытом храме. По поручению главы города была определена принадлежность земельного участка. К счастью, выяснилось, что он не относится к полосе отвода железной дороги. - К сожалению, проводить расчистку и благоустройство этого участка полностью за счёт средств бюджета мы не можем, - пояснил Сергей Белов. – Но мы готовы помогать волонтёрам, которые пожелают принять участие в приведении в порядок места, где когда-то стоял храм.

 

Фото из фондов МБУК "Чусовской краеведческий музей"

 

qn9OPUYSAN4

QwS9LXmAeUI

nh1BYsGhOTs

 

ПОТЕРЯННЫЙ ХРАМ – ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

 

В одном из предыдущих номеров «Единого Чусового» мы рассказали о поисках Ксениевской церкви, которая до 30-х годов прошлого века находилась на нынешней улице Фрунзе, в районе так называемого Церковного тупика. Православным активистам удалось разыскать в одном из переулков остатки фундамента с кладкой из красного кирпича. Они уверены, что именно на этом месте был выстроен старинный храм. После публикации к обсуждению местонахождения церкви подключились некоторые пользователи социальных сетей, которые указывали на тот факт, что фундамент торговой базы, что находится рядом, тоже может находиться на месте храма. А вскоре в редакцию позвонила чусовлянка Вера Александровна Сунгурова и рассказала о событии, очевидцем которого она стала много лет назад. Это событие косвенно подтверждает, что находка фундамента с красным кирпичом может верно указывать на Ксениевскую церковь. Вере Александровне сейчас 82 года. После замужества, в конце 50-х годов она жила на улице Фрунзе. Самого храма тогда уже не существовало. Но однажды, придя с работы, её муж сказал, что возле базы торга откопали гроб с останками священнослужителя: - Я точно помню, что можно было разглядеть большой крест на груди покойного, он был золотой или серебряный, и длинную бороду и волосы, – рассказывает Вера Александровна. - Тогда перезахоронением покойного занимался, кажется, отец Фёдор, он тогда здесь служил. И тогда сестра мужа мне рассказала, что здесь была раньше большая церковь, и они в неё ходили. А потом на месте церкви поставили торговую базу. Вот она-то у фундамента и была из красного кирпича. Эта информация подтверждает, что остатки фундамента с красным кирпичом могут принадлежать базе торга, построенной позднее на месте Ксениевской церкви. А это значит, что её местонахождение определено верно. Почему Ксениевская? И всего-то сто лет прошло с того времени, как был разрушен один из красивейших православных храмов Чусового, а уже очень сложно точно установить, где он находился. Еще труднее узнать, почему храм был посвящён именно Ксении. И здесь тоже выяснилась интересная подробность. Сейчас в основном почитается блаженная Ксения Петербургская, которая родилась в первой половине XVIII столетия (Википедия указывает более точную дату: между 1719 и 1730 годами. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим. На 26 году стала вдовой. После смерти мужа раздала имущество бедным, а сама стала юродивой. Однако первые народные предания о ней появились уже после её смерти, а причислена к лику святых она была лишь 6 июня 1988 года. Так что старинная чусовская церковь была посвящена точно не ей. Но была и ещё одна Ксения – Преподобная Ксения Римлянина. Вот что о ней известно. Преподобная Ксения Римлянина родилась 6-го февраля (24 янв. церк.кал.) в пятом веке. Святая Ксения была единственной дочерью знаменитого римского сенатора Евсевия. Ещё в юности она решила остаться девственницей и, чтобы избежать супружества, Ксения с двумя рабынями отправилась в Александрию. Здесь она упросила своих спутниц называть её Ксенией, что на греческом значит «странница», чтобы так труднее было найти её. Встретившись с настоятелем обители апостола Андрея, которая находилась в городе Милассе (в Карии), она упросила его взять её вместе со спутницами в Миласс. Там она купила землю, построила на ней церковь во имя св. Стефана и организовала женский монастырь. Вскоре епископ Миласса посвятил Ксению в диакониссы за её примерную жизнь. Скончалась во второй половине 5-го века. Скорее всего, именно ей был посвящён храм, возвышавшийся над улицей Большой. Чтобы помнили В ближайшую пятницу по поручению главы Чусового Сергея Белова будет собран оргкомитет по благоустройству места, где ранее могла находится церковь Преподобной Ксении. В нём примут участие все, кто готов присоединиться к работам по благоустройству.

 

Елена Березина

 

Фото из фондов МБУК "Чусовской краеведческий музей"

EberAd-NJjs ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ МАРИИ КОРЯКИНОЙ

26 августа в МБУ «Городская библиотека» состоялась встреча, посвящённая юбилею писательницы, коренной чусовлянки, участницы Великой Отечественной войны, супруги писателя Виктора Астафьева - Марии Семёновны Корякиной. Мероприятие прошло в рамках программы «Пермский край – территория культуры» и реализации проектов «ЧусовАЯ. Коды доступа», «Литературный «Green-центр», а так же конкурса благотворительных и социальных проектов «ОМК - Партнёрство», при поддержке администрации Чусовского городского поселения. В своеобразном литературном дуэте Астафьева-Корякиной имя Виктора Петровича играет первую скрипку. Его знают все, в то время, как Мария Семёновна словно остаётся где-то в тени. Несмотря на то, что и сама она весьма интересный писатель, да и просто неординарный человек. Это совершенно несправедливо по многим причинам. Первая и главная из них: без Марии Семёновны Виктор Петрович попросту не оказался бы в Чусовом, и его первая книга родилась бы не здесь. Во-вторых, говорить о каждом из супругов по отдельности просто невозможно – с 1943 года их жизни сварены в одну. Поэтому, хоть материал и посвящён жизни Марии Семёновны, рассказ не обойдётся и без Виктора Петровича, потому что они всегда были в связке. Валентин Курбатов писал, что славит Чусовой за то, что Виктор Петрович написал в нём свою первую книгу, а Мария Семёновна в повести «Отец» описала своё довоенное детство. В этом году Марии Семёновне исполнилось бы 95 лет. Родилась она 22 августа 1920 года в многодетной семье. Семён Агафонович и Пелагия Андреевна родили девять детей. Это факт уже говорит о том, каким было детство Марии Семёновны. В 13 лет она поступила в Лысьвенский механико-металлургический техникум, который пришлось заканчивать заочно, дабы помогать семье. Затем случилась война. С Виктором Петровичем познакомилась в 1943 году. Молодым людям хватило нескольких свиданий, чтобы понять – чувства настоящие. В 1945 они поженились и приехали в Чусовой, родной город Марии Семёновны. Настоящая любовь вовсе не подразумевает безоблачной жизни. Были и войны характеров, и смерть детей, и печать послевоенного времени на всём, и разлуки, длившиеся по полгода. Виктор Петрович иногда не выдерживал, бросал всё и уезжал в другие города. Но Мария Семёновна всегда ждала его, а он всегда возвращался. Одним словом, жили трудно, но по-настоящему. Хлебом в то время никто не разбрасывался, всё нужно было добывать своими руками. Виктор Петрович строил дом, работал в «Чусовском рабочем», охотился. И вряд ли будем далеки от истины, если скажем, что минуты творчества над листом бумаги были одними из самых сладких в жизни писателя. Тут стоит отметить, что Виктор Петрович не садился за печатную машинку – всё его творчество перепечатывала Мария Семёновна. Будучи женой и матерью, всегда обременённой заботами, она не только успевала писать сама, но и была главным помощником своего мужа-писателя. Её знают и помнят, как великолепную рассказчицу: Мария Семёновна знала много историй, песен, стихов. Была прекрасной вышивальщицей, что позволяло ей иногда и подработать, и мужа одеть. Словом, простая русская женщина. Какими бы ни были трудности, супруги прожили вместе 55 лет. Историю жизни Марии Семёновны «Единому Чусовому» и гостям мероприятия рассказали директор МБУ «Городская библиотека» Наталья Карпова, директор-заведующая филиалом №4 Мария Миниахметова и методист Карина Замалутдинова, а так же лектор-экскурсовод Чусовского краеведческого музея Марина Брагина. От всей редакции выражаю благодарность за интересный и во многом поучительный рассказ. Приятно бывать на подобных мероприятиях, потому что здесь всегда тёплая, уютная атмосфера. И если о ком-либо ведётся рассказ, то будьте уверены – благодаря мелким деталям и точным штрихам описываемый человек вместе со всей его жизнью возникнет перед глазами, как живой. Вообще говоря, эта встреча недаром была организована в одном из залов «Городской библиотеки». Виктор Петрович и Мария Семёновна очень любили читать, так что библиотека, можно сказать, была для них вторым домом. И вот, как привет из прошлого, с библиотечных стеллажей и книжных переплётов на нас смотрит обветренное временем лицо Виктора Петровича, стоят книги Марии Семёновны с её автографами.

Александр Бабин

Фото автора

 

http://vk.com/echgazeta?w=wall-36545521_5197%2Fall

 

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА

 85P8S1LCaM

 

В Чусовском краеведческом музее открылась новая выставка под названием «Земля, вода, воздух и огонь». Тема – гончарное ремесло.

Мы живём в мире стали, пластика и стекла, и лишь немногие из нас знают, что в глиняной посуде молоко не портится дольше обычного, а вкус приготовленной в глиняном горшке пищи насыщеннее. 

Историю развития гончарного ремесла и представленных публике экспонатов рассказала лектор-экскурсовод музея Марина Брагина. Это одно из самых древних ремёсел в мире, его появление относят к каменному веку. До того, как в IX веке изобрели гончарный круг, люди лепили посуду вручную – либо из цельного куска глины, либо полосу за полосой. И сегодня есть мастера, благодаря которым ремесло пока не ушло в прошлое. Выставка богато представлена экспонатами из коллекции Этнографического парка истории реки Чусовой, работами объединения «Юный гончар», а на открытие выставки пришла известная у нас мастерица Елена Клементьева.

За стеклом витрин настоящее великолепие человеческого труда – кринки, горшки, посуда звериного стиля, Богородская деревянная игрушка, игрушки из глины. Кстати, именно игрушки считаются первыми изделиями из глины.

Разумеется, на выставке нашлось место не только современной глиняной продукции, но и многочисленным приветам из прошлого, когда трава была зеленее, а мамонты - живее. Черепки с чёткими фрагментами узоров прямо говорят, что у наших древних предков уже было развито чувство прекрасного. А если взглянуть на современное искусство в целом, то вполне можно уверовать, что у наших пращуров это чувство было развито гораздо лучше.

Упомянутые черепки – это археологические артефакты наших с вами предков с Саламатовского городища (район Лисиков и реки Серебрянки). 

Обо всём этом Марина Геннадьевна рассказывала очень доступно и увлекательно – в самый раз и для школьников, и для взрослых. 

Интересно, что в Японии это ремесло неплохо развито – ну да что говорить, японцы вообще удивительный народ. Там пользуются спросом заведения, где за умеренную плату можно бить посуду – мол, хорошо снимает стресс. Вполне может быть, что туда поставляются и отходы гончарного ремесла – неровные тарелки, помятые кувшины и прочее.

А в древности и не столь далёком прошлом к посуде, понятное дело, относились очень бережно. Какой-нибудь кувшин для молока или корчага под зерно могли служить десятилетиями. Для пущей сохранности хозяева обтягивали их берестяной лентой. К слову, я только на этой выставке узнал, что такое корчага. В детстве у меня была отличная книга сказок народов СССР, и в этих сказках корчаги часто использовали для хранения золота. Воображение рисовало тогда разные формы и размеры, и только спустя двадцать лет я увидел её воочию, в Чусовском краеведческом музее. Взгляд за неё сразу цепляется – напоминает кувшин, но очень большой. Мимо не пройдёшь. 

Не проходите и вы, уважаемые читатели. 

Александр Бабин
Фото автора

 

DdZFKUSwazM

 

 

http://vk.com/echgazeta?w=wall-36545521_5243%2Fall

 

МБУК "Чусовской краеведческий музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail:muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск