Чусовая — река жизни

   Река берет начало в предгорьях восточной части Среднего Урала из озера Сурны в Челябинской области. Впадает в Камское водохранилище. Нижний участок реки (125 км) превращен в Чусовской залив. Основные притоки: Межевая Утка, Койва, Усьва (справа); Ревда, Сылва (слева). Питание преимущественно снеговое. Ледостав в ноябре — апреле. Длина всей реки — 592 км, площадь бассейна — 23,3 тыс. км2. Протекает Чусовая по территории 2 областей: Челябинской, Свердловской и Пермскому краю.

   Картины Гнетова А.Г.Около 300 млн. лет назад территорию Прикамья занимало теплое Пермское море. Климат того времени был жарким, преимущественно засушливым. Жизнь в море на глубинах 200 метров была особенно обильна и разнообразна. Тектонические движения привели к обмелению обширных морских бассейнов и вымиранию большинства их обитателей, которые не смогли приспособиться к резко изменившимся условиям. Об этом рассказывают многочисленные экземпляры морских окаменелостей, собранных Г.А. Шашиным в путешествиях по Чусовой и ее притокам.

   Долина Чусовой окончательно сформировалась одновременно с долинами Камы, Сылвы и Вишеры около 2 миллионов лет назад. Чем больше средняя высота гор, сквозь которые прилегла долина Чусовой, тем древнее слагающие их породы. Грандиозность геологической панорамы, что в своем движении открывает Чусовая, предопределила и богатство полезных ископаемых – это и строительный камень: габбро, гравий, обычные и мраморизованные известняки; поделочный камень; самоцветы; рудные ископаемые; кобальтовые и никелевые руды, медистые песчаники, железняк, служившие сырьем на старых уральских заводах.

   Люди издавна селились на Чусовой. На ее берегах археологами обнаружены многочисленные стоянки времен неолита и бронзового века: остатки глиняной посуды, украшений, предметов быта. С начала нашей эры на Чусовой живут предки современных коми-пермяков. От них до наших дней дошли названия рек: Усьва (падающая вода); Койва; Вильва (новая вода) и др. В XII веке коми были вытеснены вогулами.

   Часть экспозицииЦеленаправленное освоение русским крестьянством земель вдоль реки Чусовой начинается с середины XVI века. На этих землях в то время проживали малочисленные кочевые племена остяков и вогулов. Они занимались охотой и рыболовством. В 1568 г., получив от царя Ивана Грозного грамоту на земли по Чусовой, Строгановы строят Нижне-Чусовской укрепленный городок. Для охраны своих обширных владений они пригласили отряд волжских казаков во главе с атаманом Ермаком (Василием Тимофеевичем Алениным). 1 сентября 1581 г. (1582 г.) из Нижне-Чусовского городка казаки отправились походом на стругах в знаменитый поход, завершившийся разгромом ханства Кучума и вхождением Сибири в состав Русского государства.

   В истории горнозаводского Урала река Чусовая занимает особое место. До постройки железной дороги на Урал она являлась главной транспортной магистралью, по которой более полусотни заводов Урала, Сибири и Алтая отправляли уральский металл и другую готовую продукцию в европейскую часть России. Для отправки товаров строились специальные речные суда-барки. Чтобы повысить уровень воды, открывались плотины заводских прудов. Сплав в половодье был очень опасен. Из-за тесноты на сплаве происходило до 40 % аварий. В 1873 г. из 600 барок разбилось 64 барки. Но главную опасность представляли скалы-бойцы. Все они были разные и высотой, и положением, и подходом. Объединяло их то, что они стояли, далеко выступая в реку. На крутом повороте с вогнутого берега течение било прямо в них и швыряло барку на скалу. Бойцов на Чусовой более 100, самыми опасными были Горчак, Молоков и Разбойник. Удачно провести караван барок через всю Чусовую могли только опытные сплавщики, хорошо знающие характер реки. Весной 1877 г. на камне разбойник разбилось 23 баржи и утонуло свыше сотни сплавщиков. В связи с этим на Чусовой были проведены работы по улучшению условий судоходства, взорваны наиболее опасные скалы-бойцы, перекаты и пороги очищены от крупных камней, установлены сотни причальных столбов. С целью уменьшения скорости движения судов в условиях быстрого течения за борт барок выбрасывались лоты – тяжелые чугунные слитки с шипами.

   Важным этапом в освоении Чусовой стал 1878 год: тогда было пущено движение по Горнозаводской железной дороге. В начале ХХ века заводские караваны судов по реке уже не проводились; ходили лишь отдельные барки с хлебом, материалами и иными припасами. Последние барки по реке прошли в 1920-е годы. Постепенно пустели старинные села по берегам реки, к концу XX в. многие из них были окончательно покинуты жителями.

   Чусовую ждали страшные водовороты истории: коллективизация, ГУЛАГ, спецпереселенцы. Об этом свидетельствует кирпич с клеймом «…П №1 Понышлаг» здания больницы поселка Створ, представленный на выставке. В 1942 г. был организован Понышский лагерь с целью строительства Понышской ГАЭС (ее планировали построить за два года). Проект не был реализован. В 1946 г. лагерь стал каторжным и был разделен на четыре отдельных пункта. Лагерный пункт №1 назывался Створ. Здесь содержались ослабевшие заключенные.

   Промышленное освоение Чусовой в течение 300 лет оставило свои печальные следы. На Чусовой вырублены первобытные леса, все они вторичные, т.е. выросшие на месте сведенных. В XVIII – XIX вв. рубка леса велась для строительства домов, судов и выжига древесного угля для заводов. При советской власти начались масштабные массовые рубки леса, Использовался при этом молевой сплав, когда бревна плывут сами по себе, россыпью. Потери древесины были гигантскими - до ? объема, заторы и завалы, искореженные берега, утонувшие бревна, в «три наката» замостившие дно Чусовой. Сплавляемый молем лес перехватывали в низовьях реки, перед городом Чусовым. Молевой сплав велся с 1930-х гг. и закончился в 1973 г.

   Основные населенные пункты на реке: города Ревда, Полевской, Первоуральск, Чусовой; поселки Билимбай, Староуткинск, Усть-Койва, Лямино, Верхнечусовские городки; село Кын.

  Картины Ветлугина С.С. Чусовой - один из крупнейших промышленных центров Пермского края. Его развитие тесно связано со строительством в 1874 г. железной дороги Пермь – Екатеринбург (станция Чусовская) и строительством французскими акционерами в 1879 г. Чусовского металлургического завода. Город расположен в месте слияния рек Усьва и Вильва с рекой Чусовой. В 1933 г. рабочий поселок Чусовая получил статус города.

   Как и любой населенный пункт, Чусовой нуждается в воде. История первого водопровода г. Чусового начинается со строительством Чусовской железной дороги. В 1898 г. был проложен первый водопровод до станции Чусовская. В 1909 г. было принято решение о строительстве водопровода от реки Чусовая до завода. МУП «Горводоканал» сегодня – это современное предприятие, обеспечивающее питьевой водой высокого качества Чусовой и прилегающие к нему населенные пункты. Ежесуточно Горводоканал подает в город 28 тыс. кубометров питьевой воды. Протяженность сетей: 140 км. водопровода и 126 км. канализации, эксплуатируется 7 насосных станций. Этот сложнейший инженерный комплекс обслуживает коллектив численностью 390 человек.

   По данным Управления по охране окружающей среды Пермского края, воды реки Чусовой в районе города Чусового достаточно загрязнённые и не отвечают нормам. На 2006 г. отмечалось превышение среднегодовых значений концентраций по  — в 2 раза, по марганцу — в 8 раз, по железу — в 5, по нефтепродуктам — в 2, по хрому - в 1,5 раза. За счёт улучшения состояния с загрязнением нефтепродуктами качество воды в реке ниже Чусового перешло из класса 6 в класс 4 «вода загрязнённая». Среди крупнейших загрязнителей реки на территории Пермского края — Чусовской металлургический завод (в 2005 г. сбросил в реку 32,5 млн м? недостаточно очищенных сточных вод и 4,7 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе ванадия — 2,37 т, марганца — 2,85 т) и Чусовское МУП «Горводоканал» (8,6 млн м3 сточных вод, из них только 7,0 млн м? нормативно очищенные).

   Впервые к экологическим проблемам реки внимание общественности было привлечено в 1960-е годы по инициативе известного уральского писателя Б. С. Рябинина. В 2004 г. вышло постановление Правительства Свердловской области об организации парка «Река Чусовая». Парк включает 36 памятников природы, 6 памятников индустриального наследия, 3 памятника истории и культуры.

   Фрагмент экспозицииБерега Чусовой покрыты в основном таежными хвойными лесами — ель, сибирский кедр, лиственница, сосна. В низовьях леса встречаются реже, причем на смену хвойным приходят смешанные и лиственные (осина, береза, рябина, черемуха, ива). Из рыб в Чусовой водятся: гольян, окунь, ерш, плотва, щука, язь, голавль, лещ. В бассейне реки водятся ондатры, бобры. В осеннее время на реке находят пристанище утки, гуси и другие водоплавающие птицы. Встречаются колонии раков. Окружающие Чусовую леса населены многочисленными животными: лось, бурый медведь, волк, рысь, лиса, заяц, белка, бурундук. Часто встречаются тетерева, рябчики.

   Чусовая протекает через множество горных цепей и живописных пейзажей, что по праву дает ей возможность называться одной из красивейших рек Урала. Река издавна славится своими скалами, многие из которых имеют поэтичные названия. Еще в 1960 годах был разработан всесоюзный туристический маршрут по реке от села Слобода до города Чусовой, обслуживавшийся Коуровской турбазой (с 1987 года носит название «Турбаза Чусовая»). Сплавляться можно как весной (река вскрывается в конце апреля), так и летом. Категория сложности – первая, из препятствий только опоры мостов. Во многих камнях имеются пещеры и гроты.

   Отдыхающие и туристы на реке оставляют после себя дымящиеся кострища, кучи бытового мусора, разоренные гнездовья, распуганных птиц и зверей, рыбу вылавливают браконьерским способом, варварски рубят лес: на стойку для палатки, которой будут пользоваться всего 20 дней, срубают деревце, росшее 20 лет. На помощь реке приходят участники детское объединение «Юный инструктор», руководитель – Владимир Николаевич Стариченко. В 1988 году он организовал в средней школе №7 туристический кружок. С 1991 г. объединение сотрудничает с управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов г. Чусового, проводит экологические походы, очищая русла, берега рек Чусовского района от различного мусора.

   Д.Н. Мамин-Сибиряк писал: «Река Чусовая, вероятно, будет в непродолжительном времени служить одним из любимых мест для русских туристов, ученых и художников». На выставке были предствлены пейзажи А.Г. Гнетова, члена Союза художников РФ, и самодеятельного художника С.С. Ветлугина, написавшего более 300 видов реки Чусовой.

МБУК "Чусовской краеведческий музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeumworld@mаil.ru

Яндекс.Метрика

Поиск