Бурлаки на Сылве в воспоминаниях очевидцев


     С высокой террасы реки, где  раскинулась деревня Кошелево, в которую плавно переходит поселок Суксун, излучина Сылвы видна как на ладони. Раньше здесь была пристань. В период весеннего половодья  от нее до ст. Левшино на Ка-ме отправлялись плоты, барки,  груженые на месте фуражным овсом, рожью, бе-лой глиной, кварцевым песком. Там хлеб и барки продавались и с буксирными па-роходами отправлялись по реке Волге до Астрахани. Белая глина и кварцевый пе-сок шли на чугунные и медеплавильные заводы. На барках по Сылве отправляли продукцию Суксунского завода, также древесный  уголь, который применялся в заводском производстве.  
     Русские люди издавна пользовались реками, как главными магистралями для перевозки грузов.   Опасна  река в период паводка.  Ее стремительный бег к реке Чусовой таит в себе много неожиданностей. В начале XX в.  в майские дни можно было наблюдать  и сплав барок по Сылве, и счалку плотов.
     Кроме постройки барок богатые мужики в течение зимы скупали и рубили лес, годный на постройку стен в любые срубы. Плоты из сырых бревен сплавля-лись с помощью дешевой бурлацкой силы на Чусовую и Каму.
     Вначале весны после вскрытия реки первоначально  отправляли барки и бе-ляна, для которых спешили использовать высокую воду. Среди опытных
сплавщиков почти каждую навигацию  «бежал» до Перми суксунский житель в прошлом кустарь-медник Федор Ипатович Тюриков. Он был страстный любитель этого рискованного плавания. Его младший сын Дмитрий оставил рукописные воспоминания о последней навигации 1917г: « …У причала стоят груженые хле-бом и белой глиной барки. Как растревоженный муравейник спешит рабочий люд с берега на барки и обратно. Вся пристань полна гомоном толпы, ржаньем лоша-дей, дробным постукиванием тачек на трапах и еще какими-то неуловимыми зву-ками. Поддевки и белые запоны мастеровых смешались с цветными рубахами. На косные лодки приняты ловкие гребцы. К потесям на огниво прикреплены знатоки бурлацкого дела вперемежку с молодежью. Идут последние часы догрузки барок. То и дело слышаться окрики водолива. Он, по сути, хозяин барки. Отвечает за правильное размещение груза, за сохранность судна. Вот уже с берега на барки по сходням поплыли сундучки, мешки, котомки бурлаков. С берега уходящим машут платками, картузами. Заливисто поет тальянка. Кой- кто из провожающих баб смахивает передником слезы. На берегу гомон усиливается. Среди провожающих есть народ «навеселе». Но на барках ни-ни. За всю дорогу - в рот ни капли. Таков закон бурлаков в его опасной и трудной работе.
     Властная фигура вожака барки-сплавщика выделяется на фоне пестрой тол-пы бурлаков. Сплавщик - своего рода боцман на этом неуклюжем речном корабле. Зычный голос сплавщика подает команду к отплытию.   Снимается поносное, ка-нат с мертвяков на берегу. Бурлаки стоят по своим рабочим местам. Одна за дру-гой барки медленно  отделяются от  пристани и, соблюдая интервалы, выходят на фарватер. Головы бурлаков обнажены в знак прощания с родными.
- С Богом! Счастливого пути! - доносится с берега.
- Счастливо оставаться!- отвечают с барок. Огромные прибыли промышлен-нику и тридцать, от силы сорок рублей за месяц каторжной работы - бурлаку. Что ожидает ушедших с барками бурлаков? Многие из них, конечно, вернуться в сеью с обновками, а некоторые получат простуду, покалечатся и даже поплатятся жиз-нью. Многих гонит борьба за кусок хлеба. Другие увлечены романтикой риско-ванного плавания, особенно молодежь».
В мае чего только нельзя было  увидеть на водяной глади разлившейся  Сылвы. Точно гигантские ящерицы развивались по реке счалки плотов с лесом. Ловко прыгали по бревнам сплавщики. Длинными баграми они с натугой упира-лись в грунт и выводили плоты на струю. В голове и хвосте каравана всегда  стоя-ли опытные рулевые.
Бывший Суксунский мировой судья Семков Григорий Васильевич (1888-1965) так описал в своих дневниковых записях счалку плотов по Сылве.
«…из связанных по длине бревен протягивали на воде задержку быстрого течения воды-гавани. В них связывали по два бревна ветелинами из свеженаруб-ленного  молодого березника, черемушника, рябинника, вяза и пр.
    Эти связанные между собой в комле и в вершине бревна, захватывали баг-рами, насаженными на длинные шесты, стягивали на воде и счаливали в плоты, поперек которых на концах ложились толщиною слеги-уключины, закрепляемые к бревнам через петли-ветелины клиньями по длине полена из березника и всякого леса.
     Бурлак, воткнув багор в дно реки, тяжестью своего тела наваливается на не-го почти над водою, а ногами на месте бежит по вышедшему из фарватера реки изгибу плотов,     которые  продолжают быстро плыть вниз по течению реки за направлением переднего плота. Успех спуска счалки по фарватеру реки зависит от аккуратности бурлаков, т.е. недопускания бурлаками малейшего  выступа средних плотов с фарватера. Иначе, средние плоты, выйдя из порядкового затылочного строя против переднего с потесью (рулевого плота), напором течения реки своро-тят и смешают всю счалку плотов.
В последнем катастрофическом случае, бурлакам, для спасения плотов, ос-тается единственная мера: рассечка плотов из общего их связывания и отпуска без всякого направления, на произвольное течение реки. Отпущенные, таким образом, повозы часто поворачиваются по течению реки, создают затор, который от напора воды прорывается, разнося плоты и засаживая их далеко по плесу и в кустах мел-ких  мест реки. Такая посадка на мель плотов  убыточна для лесопромышленни-ков. Приходится разбирать их на бревна и вновь свозить для плотки и новой осен-ней тиховодной счалки. Не исключается возможность и пропажи бревен целыми плотами. Живущие по берегам рек жители селений только таких разрывов счалок плотов и ожидают! Пользуясь безохранностью плотов, рассекают их и перевозят далеко от реки, пряча где-нибудь в логах, среди леса на своих домашних построй-ках».
     Сплав леса по Сылве просуществовал до советского времени. Сплавленны-ми  бревнами пользовались завод, жители Суксуна и деревень. В тот период вре-мени лес сплавляли не только плотами, но и «мулём», то есть отдельными брев-нами.
Много с тех пор минуло лет. Уже нет в живых очевидцев, и по Сылве не только не ходят барки, уже не сплавляют и лес. Сылва остается излюбленным ме-стом отдыха, рыбалки  и сплава на лодках   туристов разных городов. Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 1. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 78-81.

МАУ "Чусовской  музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeum-chus@kult.permkrai.ru

также можно написать сотрудникам музея E-mail: muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск