Чусовской период: журналистское наследие В.Астафьева

   Захотелось и мне пройти «по следам Веселого солдата», чтобы, составить исследование на тему  «Журналистское наследие В.П.Астафьева». А в нем  рассмотреть тематику и проблематику астафьевских статей, фельетонов, очерков, рассказов.

   Перелистывая подшивку газеты за 1950 год, в номере за 30 ноября натыкаюсь на две очень примечательные заметочки, одна из них - «Извещение», другая - «Вниманию начинающих авторов!»: ведь буквально с 1 декабря начнется астафьевское восхождение на  литературный Олимп.  В ночь с 1-ого на 2-ое декабря и родился его литературный первенец. Рассказ «Гражданский человек».

   Вскоре член литературной студии становится журналистом. Второго апреля 1951 г.  в  редакции газеты «Чусовской рабочий» появляется приказ о приеме на работу  В.П.Астафьева на должность литработника.

   Я сама проанализировала статьи В.П.Астафьева, посвященные нашей школе. Поразило, что человек далекий от образования писал о проблемах этой непростой сферы так, словно знал не понаслышке.

    Перелистываю страницу за страницей, раскрывая секреты газеты прошлого столетия. Огромную часть этих секретов уже не суждено узнать. Неизвестно, чьи имена навсегда скрыты под газетными псевдонимами. Абсолютно точно установлен лишь один, самый известный астафьевский псевдоним – В. Саянский. Но  были и другие, Виктор Петрович любил ими пользоваться. Да и не принято было в те времена открыто помещать несколько материалов одного и того же автора в номере. Я смею предположить, что мог он подписываться и как В. Лидин (Лидией звали его мать и первую дочку), В.Петров, В.Петровский (по имени отца), В. Витин, П. Викторов (по собственному имени), В. Хуторков (сужу по авторскому стилю).

Астафьева - журналиста больше всего ранила несправедливость. Он никогда не обходил острых углов. Статьи его отличались жёсткостью и прямотой. Известен случай, когда за критику получил  удар  ножом от героя своего фельетона. Материал имеет название «Требовательные мужья».

Само название говорит о том, что мужья  эти очень требовательные. Куда уж там, если не получается добиться цели словами, то они пускают  в ход кулаки. Чего хотел добиться В.П.Астафьев, представив явление в карикатурном виде? Читатели должны узнать факты, а административные органы реально повлиять на ситуацию, которая описана в газете. Журналист  в этом случае должен показать себя как остроумный рассказчик, благодаря которому окружающие должны понять, что описываемое явление  вредит обществу и с ним надо бороться. Журналист использует живые диалоги. Тема звучит очень актуально и для наших дней.

Впервые  именно через газету В.П. Астафьев обратился к общественности в защиту природы. Это статья «Объявим борьбу против браконьеров». Может быть, именно из неё впоследствии вырастет «Царь-рыба».

А какие замечательные очерки написаны ранним Астафьевым. Он создавал тончайшие портретные зарисовки, писал так, как было в жизни.

В очерке В. Саянского «Старательная работница» мы видим главную героиню повариху Марью Борисовну. Нужно обратить внимание на название очерка. Во-первых, оно конкретизирует главную черту работницы – старательность, во-вторых, можно понять, что речь пойдет об обычной русской женщине, играющей огромную роль в жизни других людей.

В. Саянский начинает свой очерк с повествования, указывая, как проходит утро в поселке со смешным, очень теплым названием  Коврижка. Там, и только там могла жить астафьевская героиня. Далее автор знакомит нас с заботливой и старательной женщиной, Марией Борисовной, которая готовит обеды для лесозаготовителей:

- Хороший завтрак сегодня и работаться будет хорошо!

Марье Борисовне приходится очень трудно: рабочих много, поэтому готовить нужно более восьмисот порций.

«Мария Борисовна отлично понимает, что накормить вкусно и сытно рабочих – это значит активно содействовать их успехам в труде, оттого она и трудится старательно на своем скромном посту»1.

Любовь к своему труду помогает выживать. Марья Борисовна вдохновляет лесозаготовителей, а они своей работой вдохновляют ее. Любовь – чувство, требующее от человека мужества, стойкости и цельности – этими качествами обладает Марья Борисовна.

Я до сих пор под впечатлением от этих встреч с журналистом Астафьевым. Обычные, на первый взгляд статьи о людях труда, которых в промышленном городке немало, увлекают так, что не можешь оторваться от пожелтевших газетных страниц. Проходит несколько часов, а ты не замечаешь времени. Именно в этих  статьях проступает талант Астафьева, данный ему от Бога. А ведь это творения  всего лишь литработника, у которого еще впереди учеба на Высших литературных курсах.

Значит, «Чусовской рабочий» занял главное место в жизни Астафьева-писателя. И как знать, если бы не журналистский опыт, то, возможно, мир не увидел бы произведений великого русского прозаика.

Моя работа начата в этом году и поэтому не все статьи, обозначенные псевдонимами Лидин, Хуторков, Викторов, Калужский исследованы. Эта работа ещё впереди.

 Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 63-65.

 

МБУК "Чусовской краеведческий музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeumworld@mаil.ru

Яндекс.Метрика
© 2017 Чусовской краеведческий музей

Поиск