25067092506710

Л - Лот речной, лапти.

ЛОТ.

⚓Значительно облегчило сплав использование так называемых лотов – специальных якорей в виде чугунных чушек с шипами. Их спускали сзади барки, благодаря чему замедляли ход на опасных местах и спасались от крушений о скалы.

Способ сплава барки с лотами был придуман в 1850-х годах купцом Д.С. Кожевниковым из Чистополя. Лот представлял собой 50-килограммовую чугунную болванку с шипами. Применялись связки из 6-8 чугунных лотов. Связка лотов достигала веса 320-400 кг. Их применение позволило сократить число аварий барок на 4%. Лоты соединялись между собой и с баркой цепями.

Лот стал символом новых безопасных сплавов. Некоторые лоты в результате обрывов или аварий оказывались на дне Чусовой. Время от времени лоты и сейчас находят в реке.

Данный экспонат найден на реке Чусовой. Вес около 50 кг, изготовлен в 80-е гг XIX века. В музей сдан Сайкиным В.В. в 2010 году.

 ЛАПТИ.

?Лапти – простейший и один из самых древних видов обувь на Руси. Обувка пользовалась большой популярностью, не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан.
Лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи - несбыточной мечтой. Плетение лаптей было исключительно мужской работой и занимались этим делом зимой.

По лаптям можно было «вычислить», какой это народ – русские, татары, удмурты, марийцы, чуваши, коми-пермяки. Например, лапти отличались носиком: у русских был круглый, у татарских – прямоугольный. У коми-пермяков были распространены лапти с косым носком, в этом случае различались лапти правые и левые.

Лапти еще называли «рачки», «ходики», «ступни», «отопки». Были товаром или предметом меновой торговли. На праздник надевали самые красивые.

В фондах нашего музея хранятся несколько пар лаптей первой половины 20 века. Они отличаются формой, размером и плетением.

250670625067072506708

Интересная фотография была опубликована в сборнике документов «Пермский край в Великой Отечественной войне». В принципе, она вполне объясняет, откуда взялась путаница с названиями бронепоезда «Чусовской рабочий».
На фото в сборнике видно название «Щёрс», а название «Чусовской рабочий» выглядит затертым. Причем на фото имеет подпись внизу «Чусов. мет.завод», что в принципе может доказывать, что фото сделано в окрестностях Чусового, вероятнее всего на станции «Чусовская».
Казалось бы, всё становится ясным. «Чусовской рабочий» переименовали в «Щёрс» ещё до отправки Пермь. Тем более, что именно в воспоминаниях ветеранов есть упоминание о неверном написании имени легендарного командира (Щёрс вместо Щорс) во время переименования. Но нет.
Нюанс первый. Слово «Щёрс» нанесено очень ровно, так очень сложно нанести краску почти рукописного шрифта на стыки листов и заклепки.
Нюанс второй. Название «Чусовской рабочий» замазано очень небрежно.
Нюанс третий. Согласно той же легенде, переименование произошло уже в Перми.
И четвертое. Существует другое фото. Оно идентично первому, но выше качеством и никаких подписей на нём нет – ни «Щёрс» ни «Чусов. мет.завод» Ясно видно название «Чусовской рабочий». По нашим предположениям, название «Щёрс» было внесено позднее – и уже только на фотографию, а не на сам бронепоезд. Возможно, в качестве подтверждения легенды о переименовании.
Мы придерживаемся мнения, что «Чусовской рабочий» и бронепоезд «Щорс» – разные бронепоезда.

МАУ "Чусовской  музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail: muzeum-chus@kult.permkrai.ru

также можно написать сотрудникам музея E-mail: muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск